Влияние агломераций на социально-экономическое развитие территорий обсудили в Совете Федераций

Влияние агломераций на социально-экономическое развитие территорий обсудили в Совете Федераций
Дата новости: 
четверг, 27 мая 2021

27 мая 2021 года на площадке Совета Федерации в формате ВКС под руководством первого заместителя председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрея Шевченко состоялись парламентские слушания на тему «Актуальные вопросы координации социально-экономического развития муниципальных образований в рамках агломераций». С сообщениями выступили Сергей Галкин, заместитель Министра экономического развития РФ; Юлия Манахова, директор Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции Российской Федерации; Дарья Хворостухина, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации; Залина Бердиева, заместитель директора Департамента социального развития Дальнего Востока и Арктики Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, представители регионов, экспертного сообщества.

Осенью 2020 года проект федерального закона об агломерациях, подготовленный Минэкономразвития России вызвал весьма неоднозначную реакцию экспертного сооблщества; радикально новые инициативы пока не высказываются, но обсуждения продолжаются. Дискуссии преимущественно крутятся вокруг форм управления и создания межмуниципальных организаций.

С коллегами по Центру местного самоуправления РАНХиГС в 2017 году выполняли НИР на эту тему, проводили экспертные обсуждения (http://shugrina.ru/content/upravlenie-aglomeraciyami-i-optimizaciya-territorialnoy-organizacii-mestnogo-samoupravleniya) и еще тогда пришли к пониманию, что предмет закона не так просто сформулировать; например, в региональных законах кроме определения термина «агломерации» фактически ничего нет, остальные вопросы, необходимые для создания правового поля, регулируются иными законами.

Иными словами, возможно два принципиально разных подхода к регулированию вопросов развития агломераций – принятие единого комплексного федерального закона об агломерациях с широким предметом правового регулирования или регулирование необходимых для формирования агломераций вопросов отдельными федеральными законами.

Поэтому в определенном смысле тестовым примером является так называемый «Сибайский кейс» (заключение по этому делу было использовано КС РФ при вынесении итогового решения - http://shugrina.ru/content/o-rashodah-po-transportirovke-detey-do-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-i-obratno-esli-oni).

Об этом кейсе и рассказала в своем выступлении на парламентских слушаниях. Школьники, проживавшие на территории сельского поселения, фактически получали образовательные услуги на территории городского округа Сибай (Республика Башкирия). Классическая для агломераций ситуация – школьник, проживая на территории одного муниципального образования, получает услуги на территории другого. Сразу возникло масса вопросов, связанных с тем какой бюджет несет какие расходы. Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 5 июля 2017 года № 18-П обязал внести изменения в закон «Об образовании» в части транспортного обслуживания школьников (статья 40). Изменения внесли, механизм создали. Но складывается впечатление, что не подумали о возможности его использования в рамках агломераций - механизм финансирования транспортного обслуживания возложили на учредителей (!) образовательных организаций. В регионах данная конструкция оказалась пока мало востребованной.

 

Выступления представителей федеральных органов государственной власти размещены на сайте СФ http://council.gov.ru/events/committees/127172/ .

Рекомендации парламентских слушаний размещены на сайте Совета Федерации http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/127117/ .