В Санкт-Петербурге прошла Летняя школа, посвященная контрольно-надзорной деятельности

В Санкт-Петербурге прошла Летняя школа, посвященная контрольно-надзорной деятельности
Дата новости: 
суббота, 25 июня 2022

24-25 июня 2022 года на площадке Санкт-Петербургского государственного университета проходила традиционная Летняя школа административного права, посвященная контрольно-надзорной деятельности (КНД). Школа собрала большое количество теоретиков и практиков, представителей научного, экспертного сообщества, а также органов публичной власти.

Судья Конституционного Суда РФ, профессор С.Д. Князев фактически провел мастер класс, рассказав о некоторых позициях КС РФ в сфере КНД. По его мнению, ключевым является постановление КС РФ от 17.02.2015 № 2-П. Несмотря на то, что постановление принималось в рамках процедуры конкретного контроля (Суд связан пределами обращения) и касалось прокурорского надзора, в нем сформулированы важные принципы, в том числе:

  • целью КНД может быть только обеспечение неукоснительного соблюдения Конституции РФ, законодательных и подзаконных актов, в том числе проверяющими; физические или юридические лица не должны ставится в положение объектов, должен учитываться и их личностный статус; доминирования у контрольно-надзорного органа нет;
  • допускается сочетание общих и дифференцированных начал в правовом регулировании КНД – это дискреция законодателя;
  • регулирование КНД должно осуществляться таким образом, чтобы процедуры и правила основывались на соблюдении баланса частного и публичного и не становились избыточными;
  • КНД не сопряжена с ограничениями прав и свобод, но законодатель и правоприменитель не должны забывать о части 3 статьи 55 Конституции РФ; только этими нормами они не должны ограничиваться.

Тему прокурорского надзора продолжила А.Ф. Васильева, доцент кафедры административного права СПбГУ, которая обратила внимание на двойственное положение прокурорского надзора в системе контрольно-надзорных отношений. С одной стороны, в рамках закона о прокуратуре у органов прокуратуры есть право проведения собственных проверок; с другой – в рамках закона о госконтроле есть право требовать отмены результатов проведенных проверок (появляются дополнительные полномочия внутри контроля). Возникает необходимость поиска баланса: требовать проведения проверки или проводить собственную проверку. Очевидно, что органы прокуратуры не должны подменять собой иные контрольно-надзорные органы.

Интересным было выступление Е.А. Дмитриковой, директора Междисциплинарного центра исследований контрольно-надзорной деятельности в СПбГУ, которая говорила об изменениях законодательства об административных правонарушениях и практики его применения. Большое значение имеет соотношение КНД и административной ответственности – должны ли дела возбуждать только по результатам материалов проверок или возможно административное расследование.

Интересными были выступления представителей Минэкономразвития РФ, которые привели большое количество статистики и фактической информации.

Бурные обсуждения вызвал и разговор о введенном моратории на проверки. По словам директора департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования, Минэкономразвития РФ А.В. Вдовина готовятся поправки в Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 в части выведения контроля в сфере благоустройства за рамка моратория.

Задала вопрос допускает ли Минэкономразвития РФ введение моратория на проверки органов местного самоуправления, поскольку они фактически остались единственными, кого можно проверять, а их деятельность с учетом характера вопросов местного значения имеет низкие риски. Выяснилось, что Минэкономразвития РФ мониторит эту ситуацию.

Спасибо организаторам за отличную организацию, интересные и профессиональные выступления!

 

Программа Летней школы.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П.