Уголовно-исполнительная система и местное самоуправление: возможное взаимодействие

Уголовно-исполнительная система и местное самоуправление: возможное взаимодействие
Дата новости: 
вторник, 18 мая 2021

18 мая 2021 года прошла конференция, посвящённая обсуждению вопросов взаимодействия уголовно-исполнительной системы Российской Федерации с органами местного самоуправления. Мероприятие проводилась на площадке Университета ФСИН России в рамках первых Петербургских пенитенциарных конференции, открывшихся 17 мая выступлением директора ФСИН России Александра Калашникова. Со-организатором конференции выступила ВАРМСУ, от имени которой с приветствием к присутствующим обратился председатель Правления Иван Цецерский.

Доверили сделать основной доклад – выступила на тему «Правовые основы взаимодействия уголовно-исполнительной системы Российской Федерации с органами местного самоуправления». Проведя мониторинг действующего законодательства с целью выявления возможных направлений взаимодействия уголовно-исполнительной системы Российской Федерации с органами местного самоуправления, выделила три группы полномочий: полномочия по развитию территории; полномочия, которые связаны с ре-социализацией осужденных; полномочия, которые возникают при реализации конституционных прав граждан. В качестве примера полномочий, относящихся к последней группе, привела пример полномочий органов местного самоуправления по охране имущества и жилища осужденных.

В настоящее время существует крайне противоречивая судебная практика реализации этого вопроса. В УПК РФ нет четкого указания на то, какой орган или организация должна обеспечивать охрану жилища осужденного. Поэтому суды вынуждены самостоятельно решать, на кого возлагать данные функции и в каком объеме. Зачастую ими становятся органы местного самоуправления. В 2020 года Конституционный Суд РФ признал нормы части 2 статьи 313 УПК РФ, регулирующие эти отношения, неконституционными и обязал создать надлежащий механизм правового регулирования.

Приятно было обнаружить, что Конституционный Суд РФ, вынося постановление от 9 июля 2020 № 34-П, использовал позицию, сформулированную в нашей статье 2016 года (Шугрина Е.С., Булыгин А.В. Полномочия органов власти по охране жилища подозреваемого, обвиняемого или осужденного: проблемы законодательства и правоприменительной практики //Местное право. 2016. № 4. С. 3-14).

 

Полная версия статьи размещена на сайте журнала http://www.mestnoepravo.com/2016-04.html или на моем персональном сайте http://shugrina.ru/content/shugrina-es-bulygin-av-polnomochiya-organov-vlasti-po-ohrane-zhilishcha-podozrevaemogo.