Суд отклонил требования прокуратуры о признании незаконным бездействия по передаче объектов теплоснабжения, возложении обязанности организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения в концессию

Суд отклонил требования прокуратуры о признании незаконным бездействия по передаче объектов теплоснабжения, возложении обязанности организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения в концессию

Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 25.07.2023 по делу № 33а-3297/2023

Дата вынесения судебного решения: 
вторник, 25 июля 2023
Текст судебного решения: 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0011-02-2023-000100-72

Судья Мерзляков  К.В.

Дело № 33а-3297/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск

25 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей  Васильевой Е.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 20 апреля 2023 года по делу № 2а-2-108/2023, по которому постановлено:

административные исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по передаче объектов теплоснабжения, возложении обязанности организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по передаче объектов теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения а именно: теплосеть протяженностью 2,7 км, теплосеть протяженностью 0,6 км, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Главы администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области – Антипова А.А.,  поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Прокурор Вешкаймского района Ульяновской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к муниципальному учреждению администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области (далее – администрация Чуфаровского городского поселения) о признании незаконным бездействия по передаче объектов теплоснабжения, возложении обязанности организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения.

В обоснование требований указал, что в результате проведенной прокуратурой Вешкаймского района проверкой в деятельности администрации МО «Чуфаровское городское поселение» выявлены нарушения требований действующего законодательства,  в том числе ст.ст. 13.21 Федерального закона от 07.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», а также Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».  

Просил суд признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по передаче объектов теплоснабжения, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»; обязать административного ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а именно: теплосеть протяженностью 2,7 км., теплосеть протяженностью 0,6 км.

Судом к участию в дело в качестве заинтересованного лица привлечено ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Чуфаровского городского поселения не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В  обоснование доводов жалобы, ссылаясь на нормы Федеральных законов №190-ФЗ  от 27.07.2010 «О теплоснабжении» и №131-ФЗ от 06.10.2003  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  полагает, что к полномочиям администрации относится определение организаций, осуществляющей деятельность в сфере ЖКХ, ответственную за бесперебойное предоставление коммунальной услуги теплоснабжения надлежащего качества. Однако требования  об определении такой организации прокурором заявлены не были.

Требования об организации передачи объектов централизованных систем теплоснабжения, в течении десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнения администрацией полномочий по определению такой организации удовлетворены быть не могут. Порядок заключения концессионного соглашения регламентирован главой 3 Федерального закона от 21.07.2005           №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», где предусмотрена обязанность проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.  В рамках исполнения данного концессионного соглашения, заключенного в соответствии с действующим законодательством с теплоснабжающей организацией, осуществляющей бесперебойное предоставление коммунальной услуги теплоснабжения в Чуфаровском городском поселении, последней будут предаваться указанные объекты в ведение.

Исполнить решение в указанной части не предоставляется возможным при отсутствии указания в судебном решении организации, которой надлежит передать объекты централизованных систем теплоснабжения.    

В заседание суда апелляционной инстанции кроме прокурора и представителя администрации Чуфаровского городского поселения другие лица, участвующие в деле, не явились,  о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003               №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы, в том числе по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, в отношении которого, согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник обязан нести бремя его содержания, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч.2 ст.3 Федерального закона №190-ФЗ  от 27.07.2010 «О теплоснабжении» государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, установленных данной статьей.

В соответствии со ст.6 Федерального закона №190-ФЗ  от 27.07.2010 «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1 ч.1).

Согласно ч. 2 ст. 28.1 Федерального № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (ч. 3 ст. 28.1  названного Федерального закона).

Понятие концессионного соглашения регламентировано ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в которой указано, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектами концессионного соглашения являются, в том числе системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения (ст. 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях»).

В соответствии со ст.ст.13, 21 Федерального закона от 21.07.2005             № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в целях эффективного использования объектов теплоснабжения, в том числе централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных систем этих объектов, находящихся в муниципальной собственности, заключается концессионное соглашение путем проведения конкурса на право заключения такого соглашения.

Из материалов дела следует и установлено судом, что  в собственности муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области находятся объекты теплоснабжения теплосеть протяженностью 2,7 км, теплосеть протяженностью 0,6 км, что подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности (л.д.19-20).

Указанные объекты ранее находились в пользовании ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» на основании договора аренды от 01.09.2022 № 408, который расторгнут 24.01.2023, имущество возвращено Администрации поселения (л.д.14).

Согласно информации УФАС по Ульяновской области от 06.03.2023, предоставленной прокурору Вешкаймского района Ульяновской области, 04.08.2017 между администрацией  МО «Вешкаймский район» и                              МКП «Теплосервис» заключен договор о закреплении за МКП муниципального имущества на праве оперативного управления (в том числе, теплотрассы). 22.11.2018 между МКП «Теплосервис» и ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» заключен договор аренды указанного имущества. Дополнительным соглашением от 09.01.2023                            МКП «Теплосервис» и ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» заключено дополнительное соглашение к договору от 22.11.2018, которым срок действия договора продлен до 30.11.2023 (л.д.76-77).

Проведенной в январе-феврале 2023 года прокуратурой Вешкаймского района Ульяновской области выявлено, что в отношении вышеуказанных объектов теплоснабжения - теплосети протяженностью 2,7 км и теплосети протяженностью 0,6 км администрацией Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области организация, обеспечивающая теплоснабжением потребителей на территории городского поселения, не определена, концессионные соглашения не заключены.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, и признавая незаконным бездействие администрации Чуфаровского городского поселения Вешкаймского района Ульяновской области с одновременным возложением обязанности по организации передачи объектов централизованных систем теплоснабжения, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком вопрос о заключении концессионного соглашения в отношении спорных объектов теплоснабжения не рассматривался, муниципальные правовые акты в связи с реализацией процедуры передачи имущества не принимались, перечни планируемых для включения в концессионные соглашения мероприятий по реконструкции и строительству объектов теплоснабжения не разрабатывались, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (http://torgi.gov.ru/) предложения о заключении концессионного соглашения и проект концессионного соглашения в целях принятия заявок от третьих лиц о готовности к участию в конкурсе не размещались.

С такими выводами районного суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Как разъяснено в п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Между тем, оспариваемое решение вышеприведенным требованиям закона не соответствует.

Так, в соответствии с требованиями ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

При этом обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По таким административным делам прокурор,  обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязан доказывать незаконность оспариваемых действий (бездействия), но обязан:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые ссылается как на основания своих требований.

В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Обращаясь с настоящим административным иском, прокурор просил суд признать незаконным бездействие по передаче объектов теплоснабжения, возложении обязанности организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения.

В силу ч.1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда, регламентированы ст.178 КАС РФ, а требования, предъявляемые к судебному решению – ст.179 КАС РФ.

Как разъяснено в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», резолютивная часть решения должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд по заявленному иску, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.

Между тем, оспариваемое решение вышеприведенным требованиям закона не соответствует, резолютивная часть решения не влечет однозначного понимания и толкования, что создает значительные затруднения при его исполнении, вплоть до невозможности исполнения.

Как указывалось выше, на прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц, возлагается обязанность подтверждать факты, на которые он ссылается как на основания своих требований.

Особый статус прокурора в административном процессе, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, его профессиональная подготовка позволяют истребовать и представить суду доказательства, необходимые для восстановления нарушенных прав лиц, в интересах которых он обратился в суд.

Между тем достаточных доказательств в обоснование заявленных административных исковых требований прокурором не представлено.

Как указано выше, передача объектов должна осуществляться в рамках концессионных соглашений, следовательно, при определении в соответствии с действующим федеральным законодательством теплоснабжающей организации, обеспечивающей теплоснабжением потребителей, последней будут передаваться указанные объекты. Между тем, исполнить такое решение не представляется возможным при отсутствии указания в судебном решении организации, которой надлежит передать объекты централизованных систем теплоснабжения.

Кроме того, как видно из материалов дела, спорные тепловые сети были возвращены Чуфаровскому городскому поселению по ату от 24.01.2023 (л.д.15), в феврале 2023 года проводилась прокурорская проверка, а 29.03.2023 прокурор обратился в суд с настоящим иском. При таких обстоятельствах судебная коллегия находит выводы суда о незаконном бездействии административного ответчика преждевременными.

В этой связи, в указанной части неправильное решение суда подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска прокурора (п.2 ч.1 ст.309, п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ).

Принимая во внимание вышеизложенное, оспариваемое решение нельзя признать правильным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 20 апреля 2023 года  отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по передаче объектов теплоснабжения, возложении обязанности организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 31.07.2023.