Суд отказал прокурору в досрочном прекращении полномочий главы поселения

Суд отказал прокурору в досрочном прекращении полномочий главы поселения

Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 04 мая 2023 года по делу № 33а-4284/2023

Дата вынесения судебного решения: 
четверг, 04 мая 2023
Текст судебного решения: 

Судья Криндаль Т.В.

Дело № 33а-4284/2023

УИД 24RS0026-01-2022-000542-83

3.022

 

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

04 мая 2023 года

город Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Шавриной А.И.,

судей Андриишина Д.В., Корниенко А.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Костиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шавриной А.И. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Каратузского района Красноярского края к Черемушинскому сельскому Совету депутатов Каратузского района и главе Черемушинского сельсовета Каратузского района Алаевой Е.Н. об оспаривании решения и досрочном прекращении полномочий главы сельсовета в связи с утратой доверия,

по апелляционной жалобе представителя Черемушинского Сельского Совета депутатов Животовой Л.И.

на решение Каратузского районного суда Красноярского края от 16 декабря 2022 года, которым постановлено:

«Административный иск прокурора Каратузского района Красноярского края удовлетворить.

    Признать незаконным протокольное решение 16-ой сессии Черемушинского сельского Совета депутатов Каратузского района от 11.11.2022 г. об отклонении решения о досрочном прекращении полномочий главы Черемушинского сельсовета Каратузского района в связи с утратой доверия.

    Досрочно прекратить полномочия главы Черемушинского сельсовета Каратузского района Красноярского края Алаевой Е.Н. в связи с утратой доверия.

    Возложить на Черемушинский сельский Совет депутатов Каратузского района в течение месяца со дня вступления в законную силу данного судебного решения сообщить в Каратузский районный суд, а также прокурору Каратузского района об исполнении решения, принятого по настоящему административному делу.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Каратузского района Красноярского края предъявил в суде административный иск к Черемушинскому сельскому Совету депутатов об оспаривании протокольного решения, указав следующее.

В результате проведенной прокурорской проверки исполнения требований антикоррупционного законодательства, установлено, что глава Черемушинского сельсовета Алаева Е.Н. допустила действия, направленные на конфликт интересов.

16.11.2020 г. Алаева Е.Н. заключила трудовой договор со своим супругом Алаевым А.И., приняв его на работу в качестве кочегара на период отопительного сезона.

    При этом, по данным налогового органа Алаев А.И. получал доход от администрации Черемушинского сельсовета в январе, сентябре-декабре 2020 г. с кодом дохода «2010»- выплаты по договорам гражданско-правового характера.

    01.11.2021 г. Алаева Е.Н. вновь приняла на работу своего супруга, на должность кочегара, на период отопительного сезона.

    Вместе с тем, по данным налогового органа, Алаев А.И. получил доход от администрации Черемушинского сельсовета в январе-апреле, ноябре- декабре 2021 г. с кодом дохода « 2010»- выплаты по договорам гражданско-правового характера.

    Исходя из данных налогового органа, а также трудовых договоров, Алаевым А.И. необоснованно получены бюджетные денежные средства в январе, сентябре и октябре 2020 г.

    Заключению трудовых договоров предшествовало подписание главой сельсовета Алаевой Е.Н. распоряжений от 16.11.2020 г. № 39-р и от 01.11.2021 г. № 24-р о приеме Алаева А.И. на работу.

    При этом, в силу Закона о противодействии коррупции, глава сельсовета должна была принять меры к самоотводу и официально перепоручить рассмотрение заявлений о приеме на работу иному должностному лицу администрации сельсовета.

    Изначально, на запрос прокурора, главой сельсовета представлены не трудовые договоры, заключенные с Алаевым А.И., а договоры на оказание услуг от 01 января, февраля, марта, апреля, ноября и декабря 2021 г., заключенные между главой сельсовета Алаевой Е.Н. и ее супругом Алаевым А.И. на выполнение работ по отоплению здания гаража, с приложенными актами приема- сдачи выполненных работ по каждому договору.

    Согласно информации Черемушинского сельского Совета депутатов, в период с 2015 г. по август 2022 г. от главы сельсовета не поступало уведомлений о конфликте интересов или о возможности его возникновения.

    Полагает, что указанная личная заинтересованность главы Черемушинского сельсовета повлияла (могла повлиять) на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею своих должностных ( служебных обязанностей) ( осуществление полномочий) при заключении указанных выше трудовых договоров и договоров на оказание услуг, приемки выполненных по ним работ.

    В связи с выявленными нарушениями, 07.10.2022 г. прокурором в адрес председателя Черемушинского сельского Совета депутатов внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий главы сельсовета.

    11.11.2022 г. на очередной 16-ой сессии Совета депутатов рассмотрен проект решения о досрочном прекращении полномочий главы сельсовета и принято решение об отсутствии оснований для досрочного прекращения полномочий главы в связи с утратой доверия, тем самым требования прокурора не удовлетворены.

    При этом, в силу положений Закона о противодействии коррупции, в случае нарушения главой муниципального образования установленных законодательством запретов, ограничений и обязанностей, его полномочия должны быть прекращены досрочно.

    Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным протокольное решение 16-й очередной сессии Черемушинского сельского Совета депутатов Каратузского района от 11.11.2022 г. об отклонении вопроса о досрочном прекращении полномочий главы Черемушинского сельсовета Каратузского района Алаевой Е.Н. в связи с утратой доверия, а также досрочно прекратить полномочия главы Черемушинского сельсовета Алаевой Е.Н. в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.

    Определением суда от 24.11.2022 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена глава Черемушинского сельсовета Каратузского района Алаева Е.Н..

        Судом постановлено вышеприведённое решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика – председатель Черемушинского Сельского Совета депутатов Животова Л.И. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены и истолкованы нормы права. Так, главой Черемушинского сельсовета Алаевой Е.Н. были допущены нарушения антикоррупционного законодательства в период ее полномочий на основании решения Черемушинского сельского Совета депутатов от 02.12.2016 года в период с 16.11.2020 по 01.11.2021 года. Учитывая, что на основании решения Черемушинского сельского Совета депутатов от 20.12.2021 года был избран новый глава, то в силу закона были прекращены полномочия главы, избранного на основании решения от 02.12.2016 года. С момента избрания 20.12.21 года главой Алаеву Е.Н. ею допущено нарушений антикоррупционного законодательства не было.

Также считают, что удовлетворение требования прокурора о досрочном прекращении полномочий главы является вмешательством в полномочия представительного органа муниципального образования, что недопустимо. Решение же о досрочном прекращении полномочий главы поселения относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В судебное заседание явился прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Иляскин К.И., представитель административного ответчика Фадеева С.Г. Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили. В силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного ответчика Фадееву С.Г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Иляскина К.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение подлежащем отмене в виду следующего.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной прокурорской проверки выявлен факт того, что Алаева Е.Н. является выборным должностным лицом органа местного самоуправления, замещающим муниципальную должность главы Черемушинского сельсовета Каратузского района Красноярского края.

Решением Черемушинского сельского Совета депутатов от 02.12.2016 г. №46-о Алаева Е.Н. избрана на должность главы Черемушинского сельсовета. (л.д.24), при этом 01.01.2021 г., 01.02.2021 г., 01.03.2021 г.,01.04.2021, 01.11.2021 г.,01.12.2021 г. между администрацией Черемушинского сельсовета в лице главы Алаевой Е.Н. и Алаевым А.И., ее супругом, заключены договоры на оказание услуг, в соответствии с которым подрядчик (Алаев А.И.) принял обязательство по отоплению здания автогаража, принадлежащего заказчику (администрации). (л.д.29-34). Перечисленными договорами определены сроки выполнения работ, а также их стоимость. К каждому договору составлены акты сдачи- приемки выполненных работ, которые подписаны главой Черемушинского сельсовета Алаевой Е.Н. от имени заказчика, а также исполнителем услуг по договорам- Алаевым А.И.

Распоряжением главы Черемушинского сельсовета от 16.11.2020 г. № 39-р Алаев А.И. с 16.11.2020 г. принят на работу в администрацию Черемушинского сельсовета в качестве кочегара автогаража. (л.д.41) по трудовому договору на период отопительного сезона. Указанным договором (п.3.1) предусмотрен должностной оклад в размере 19408 руб. в месяц за выполнение трудовых обязанностей.(л.д.43-44) Также распоряжением главы Черемушинского сельсовета Алаевой Е.Н. от 01.11.2021 г. №24-р Алаев А.И. принят на работу в администрацию Черемушинского сельсовета в качестве кочегара автогаража на период отопительного сезона по трудовому договору, согласно п. 3.1 которого за выполнение трудовых обязанностей Алаеву А.И. установлен должностной оклад в размере 20468 руб. в месяц. (л.д.42,45-46)

Считая указанные действия главы администрации Черемушинского сельсовета Алаевой Е.Н. по приему на работу своего родственника противоречащими антикоррупционному законодательству, поскольку указывают на ее личную заинтересованность, при этом мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов не принято, прокурор района внес представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором поставил вопрос о досрочном прекращении полномочий главы Алаевой Е.Н. На 16-ой сессии Совета депутатов 11.11.2022 года рассмотрено представление прокурора и принято решение об отсутствии оснований для досрочного прекращения полномочий главы в связи с утратой доверия и применении к главе сельсовета дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Считая принятое решение Черемушинского Сельского Совета депутатов от 11.11.2022 года незаконным, и наличии оснований для досрочного прекращения полномочий главы сельсовета Алаевой Е.Н., прокурор Каратузского района обратился в суд с рассматриваемым административным иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями КАС РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады),хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», пришел к выводу, что принимая на работу в администрацию сельсовета своего супруга Алаева Е.Н. допустила нарушение требований антикоррупционного законодательства, что является безусловным основанием для досрочного прекращения ее полномочий главы Черемушинского сельсовета и соответственно решение Совета депутатов об отсутствии таковых от 11.11.2022 года является незаконным.

Судебная коллегия, оценивая представленные доказательства по делу, не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Как верно и подробно описано в оспариваемом решении суда при возникновении конфликта интересов, согласно вышеприведенных требований закона, ст. 10, 11, 12.1, 13.1 Закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ, лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно и обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, что может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Факт наличия конфликта интересов при приеме на работу в администрацию сельсовета главой Алаевой Е.Н. своего супруга Алаева А.И. никто из сторон не оспаривает, данный факт подтверждается доказательствами, подробно описанными в оспариваемом решении.

Однако, Алаева Е.Н., понимая наличие конфликта интересов, обратилась с заявлением в комиссию по урегулированию конфликта интересов МО «Черемушинский сельсовет» с заявлением о возможности рассмотреть вопрос о приеме ее мужа на работу по причине отсутствия желающих устроиться на работу кочегаром гаража (л.д.37,38), решениями указанной комиссии №01 от 13.11.20 и 29.10.21 года установлено, что в заявлении главы сельсовета не содержится признаков личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов.

То есть, Алаева Е.Н. приняла меры к урегулированию конфликта интересов, данный факт не скрывала, в том числе и от представительного органа, куда непосредственно должна была обратиться, так как председателем комиссии является председатель Черемушинского сельского Совета депутатов Животова Л.И, в ее состав также входят депутаты сельсовета.

Тот факт, что Алаева Е.Н. обратилась в комиссию, не уполномоченную разрешать вопросы по урегулированию конфликта интересов выборного должностного лица, безусловным основанием для прекращения ее полномочий не является, поскольку как указано выше данную комиссию возглавляет председатель Совета депутатов Животова Л.И., которая на 16-й сессии Совета при рассмотрении представления прокурора пояснила, что принятием и рассмотрением заявлений Алаевой Е.Н. о приеме на работу ее супруга комиссия ввела в заблуждение Алаеву Е.Н. в части компетенции комиссии, непринятие ее заявлений не повлекло бы данного нарушения.

Как пояснила Алаева Е.Н. и Животова Л.И. в части полномочий комиссии они полагали, что данная комиссия правомочна решать вопросы по урегулированию конфликта интересов и выборного должностного лица. При этом, как следует из заседании 16-й сессии Совета депутатов (л.д.109-114), на которой присутствовали 10 депутатов из 10ти, никто из них не высказался за досрочное прекращение полномочий главы поселения.

Из изложенного следует, что явно умышленных действий, направленных на нарушение требований антикоррупционного законодательства со стороны Алаевой Е.Н. при приеме на работу своего супруга не допущено.

Кроме того, как следует из материалов дела, вышеприведенные нарушения, приведшие к конфликту интересов, совершены Алаевой Е.Н., будучи главой администрации на основании Решения Черемушинского сельского Совета депутатов Каратузского района от 02.12.2016 года №46-о и полномочия которой были прекращены 20.12.21 года в связи с их истечением (5 лет) и избранием Решением Черемушинского сельского Совета депутатов Каратузского района №10-64 от 20.12.2021 года главы Черемушинского сельсовета на следующие пять лет.

Тот факт, что главой сельсовета вновь избрана Алаева Е.Н., а не иное лицо, вышеописанные нарушения, приведшие к конфликту интересов, не могут быть основанием для прекращения ее полномочий главы по Решению от 20.12.2021 года, поскольку как указано выше явно умышленных действий, направленных на нарушение антикоррупционного законодательства со стороны Алаевой Е.Н. не установлено, при этом законом не предусмотрен запрет на избрание главой сельсовета лица, ранее допустившего нарушение антикоррупционного законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска прокурора.

Тот факт, что Совет депутатов принял решение 11.11.2022 №16-109р о применении к Алаевой Е.Н. дисциплинарного взыскания в виде выговора, не предусмотренного законом, прав и интересов неопределенного круга лиц, в чьих интересах подал иск прокурор, не нарушает. В части же отказа представительного органа в прекращении полномочий главы сельсовета, как того требовал прокурор, судебная коллегия незаконности решения не установила. В связи с чем судебная коллегия считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Каратузского районного суда Красноярского края от 16 декабря 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска прокурора Каратузского района Красноярского края к Черемушинскому сельскому Совету депутатов Каратузского района и главе Черемушинского сельсовета Каратузского района Алаевой Е.Н. об оспаривании решения и досрочном прекращении полномочий главы сельсовета в связи с утратой доверия, отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: