Решения судов об отказе в привлечении администрации поселения и бывших руководителей МУП к субсидиарной ответственности по «реестровым» и текущим долгам юридического лица в рамках дела о банкротстве последнего оставлены без изменений

Решения судов об отказе в привлечении администрации поселения и бывших руководителей МУП к субсидиарной ответственности в размере более 15 млн. рублей по «реестровым» и текущим долгам данного юридического лица в рамках дела о банкротстве последнего оставлены без изменений.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.05.2022 N Ф06-12678/2021 по делу N А72-15259/2018

Дата вынесения судебного решения: 
понедельник, 30 мая 2022
Обстоятельства дела (описание ситуации): 

Требование: О привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

Обстоятельства: Конкурсный управляющий ссылался на неисполнение контролирующими лицами обязанности по обращению в суд с заявлением о признании должника банкротом.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют основания для привлечения указанных лиц к субсидиарной ответственности, установлено, что неблагоприятное финансовое состояние должника было вызвано спецификой его деятельности, а действия контролирующих лиц были направлены на обеспечение деятельности должника по предоставлению населению услуг по водоснабжению и водоотведению.

Текст судебного решения: 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2022 г. N Ф06-12678/2021

Дело N А72-15259/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Коноплевой М.В.,

судей Моисеева В.А., Самсонова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Палеевой С.Г. (протоколирование велось с использованием систем видео-конференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)

при участии в Арбитражном суде Ульяновской области представителя:

акционерного общества "Ульяновскэнерго" - Самбиндаловой Е.А., доверенность от 09.03.2022,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ульяновскэнерго"

на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022

по делу N А72-15259/2018

по заявлению конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Коммунальщик" с. Озерки Корчагина Николая Николаевича о привлечении к субсидиарной ответственности, заинтересованные лица: Урланов Николай Александрович, муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" с. Озерки (ОГРН 1027301108603, ИНН 7323005190),

установил:

определением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.09.2018 по заявлению акционерного общества "Ульяновскэнерго" (далее - общество "Ульяновскэнерго") возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" с. Озерки (далее - должник).

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.01.2019 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим должником утвержден Корсаков Роман Владимирович.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.06.2019 должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должником утвержден Корчагин Николай Николаевич (далее - конкурсный управляющий).

Конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о привлечении бывшего директора должника Урланова Николая Александровича к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в размере обязательств (в том числе по обязательным платежам), возникших с 01.05.2016 до 21.09.2018 в размере 8 885 052,26 руб.; привлечении учредителя должника муниципального учреждения администрации муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области (далее - Администрация) к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в размере обязательств должника, возникших после 01.08.2017 до 21.09.2018 в размере 5 699 654,39 руб.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.12.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022, заявленные конкурсным управляющим требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе общество "Ульяновскэнерго" просит принятые по обособленному спору судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что руководитель и учредитель должника были осведомлены о специфике деятельности предприятия, но не осуществили действия по подаче заявления о банкротстве, не имели экономически обоснованного плана (в том числе относительно взыскания дебиторской задолженности), который мог бы оправдать бездействие контролировавших должника лиц, в связи с чем они подлежат привлечению к субсидиарной ответственности.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.

Как установлено судами и следует из материалов дела, должник зарегистрирован 27.08.2001, его учредителем является Администрация, директором с сентября 2015 года являлся Урланов Н.А.

Конкурсный управляющий, обращаясь с заявленными требованиями, ссылался на неисполнение контролирующими должника лицами обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Датой объективного банкротства должника конкурсным управляющим определено 31.03.2016.

По мнению конкурсного управляющего, размер ответственности директора Урланова Н.А. равен обязательствам должника, возникшим с 01.05.2016 до 21.09.2018 в сумме 8 885 052,26 руб., перед: Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в размере 20 000 руб., ФНС России - 1 415 264,25 руб., обществом "Ульяновскэнерго" - 7 449 788,01 руб.

В отношении Администрации конкурсный управляющий указал, что учредители должника в силу положений пункта 1 статьи 61.12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) обязаны были принять решение об обращении в суд с заявлением о банкротстве в период с 01.08.2017 до 17.09.2018, однако этого решения не приняли. Следовательно, размер ответственности Администрации равен обязательствам, возникшим с 01.08.2017 до 21.09.2018 в сумме 5 699 654,39 руб. перед: ФНС России в размере 1 415 264,25 руб., обществом "Ульяновскэнерго" - 3 211 516,61 руб., ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" - 1 072 873,53 руб.

Руководствуясь статьей 9, пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, действующей до 30.07.2017), пунктом 1 статьи 61.12 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ, действующей с 30.07.2017), разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (далее - постановление Пленума N 53), суды пришли к выводу об отсутствии оснований для привлечения бывшего руководителя и учредителя должника к субсидиарной ответственности.

Суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не усматривает.

В силу пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ) нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 названного Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых Законом о банкротстве возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61.12 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ) неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд (созыву заседания для принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника или принятию такого решения) в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по созыву заседания для принятия решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, и (или) принятию такого решения, и (или) подаче данного заявления в арбитражный суд.

Помимо объективной стороны правонарушения, связанной с нарушением обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, установленный статьей 9 Закона о банкротстве, исходя из общих положений о гражданско-правовой ответственности для определения размера субсидиарной ответственности, имеет значение причинно-следственная связь между неподачей в суд заявления о признании должника банкротом и невозможностью удовлетворения требований кредиторов, а также вина субъекта ответственности.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума N 53, привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов. При его применении судам необходимо учитывать как сущность конструкции юридического лица, предполагающей имущественную обособленность этого субъекта (пункт 1 статьи 48 ГК РФ), его самостоятельную ответственность (статья 56 ГК РФ), наличие у участников корпораций, учредителей унитарных организаций, иных лиц, входящих в состав органов юридического лица, широкой свободы усмотрения при принятии (согласовании) деловых решений, так и запрет на причинение ими вреда независимым участникам оборота посредством недобросовестного использования института юридического лица (статья 10 ГК РФ).

Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 N 306-ЭС17-13670(3), по смыслу разъяснений, данных в пункте 9 постановления Пленума N 53, при исследовании совокупности обстоятельств, входящих в предмет доказывания по спорам о привлечении руководителей к ответственности, предусмотренной названной нормой (статьей 61.12 Закона о банкротстве), следует учитывать, что обязанность по обращению в суд с заявлением о банкротстве возникает в момент, когда добросовестный и разумный руководитель в рамках стандартной управленческой практики должен был объективно определить наличие одного из обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве.

Таким образом, для целей разрешения вопроса о привлечении бывшего руководителя к ответственности по упомянутому основанию, момент возникновения соответствующей обязанности по обращению в суд с заявлением о банкротстве должника в каждом конкретном случае определяется моментом осознания руководителем критичности сложившейся ситуации, очевидно свидетельствующей о невозможности продолжения нормального режима хозяйствования без негативных последствий для должника и его кредиторов. В связи с этим в процессе рассмотрения такого рода заявлений, помимо прочего, необходимо учитывать режим и специфику деятельности должника, а также то, что финансовые трудности в определенный период могут быть вызваны преодолимыми временными обстоятельствами.

В пункте 19 постановления Пленума N 53 разъяснено, что доказывая отсутствие оснований привлечения к субсидиарной ответственности, в том числе при опровержении установленных законом презумпций (пункт 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве), контролирующее лицо вправе ссылаться на то, что банкротство обусловлено исключительно внешними факторами (неблагоприятной рыночной конъюнктурой, финансовым кризисом, существенным изменением условий ведения бизнеса, авариями, стихийными бедствиями, иными событиями).

По смыслу изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 N 305-ЭС18-14622(4,5,6) правовой позиции, обстоятельства, подтверждающие объективное банкротство подконтрольного лица, могут быть установлены, в том числе из косвенных признаков, таких например, как прекращение платежей по обязательствам и т.п.

По смыслу приведенных выше норм права и разъяснений высшей судебной инстанции, ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника является следствием недобросовестного поведения контролирующих лиц, скрывающих реальное финансовое состояние подконтрольного лица от независимых кредиторов.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18.07.2003 N 14-П, формальное превышение размера кредиторской задолженности над размером активов, отраженное в бухгалтерском балансе должника, не является свидетельством невозможности должника исполнить свои обязательства. Такое превышение не может рассматриваться как единственный критерий, характеризующий финансовое состояние должника, а приобретение отрицательных значений не является основанием для его немедленного обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.

Отрицательное значение активов в отсутствие иных доказательств неплатежеспособности не свидетельствует о невозможности должника исполнять обязательства, поскольку наличие у общества задолженности перед кредиторами и по платежам в бюджет, отраженной в бухгалтерской отчетности, не может рассматриваться как безусловное доказательство начала возникновения у должника какого-либо обязательства перед конкретным кредитором для целей определения необходимости обращения руководителя должника в суд с заявлением о признании должника банкротом в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 9 Закона о банкротстве. Данное обстоятельство отражает лишь общие сведения по тем или иным позициям активов и пассивов применительно к определенному отчетному периоду. Неудовлетворительная структура баланса должника не отнесена законодателем к обстоятельствам, из которых в силу статьи 9 Закона о банкротстве возникает обязанность руководителя обратиться в арбитражный суд с заявлением должника.

Ухудшение финансового состояния юридического лица не отнесено статьей 9 Закона о банкротстве к обстоятельствам, обязывающим руководителя обратиться в арбитражный суд с заявлением должника.

Судами принято во внимание, что деятельность предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, к которым относится должник, носит убыточный характер, поскольку такое предприятие, как правило, имеет непогашенную кредиторскую задолженность перед энергоснабжающими организациями, бюджетом одновременно с дебиторской задолженностью граждан, в силу сложившихся обстоятельств и сроков оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги граждане постоянно имеют просроченную задолженность перед предприятием, оказывающим коммунальные услуги.

Кроме того, долг перед отдельным кредитором не может являться достаточным основанием заявлять о банкротстве. Такой долг не доказывает, что бывший руководитель намеренно создал неплатежеспособное состояние.

В связи с этим суды пришли к выводу о том, что сам по себе признак недостаточности имущества у должника и наличие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за определенный период времени не могут свидетельствовать о наступлении обязанности у руководителя должника подать заявление о признании несостоятельным (банкротом).

Судами установлено, что неблагоприятное финансовое состояние предприятия было вызвано, прежде всего, спецификой его деятельности, а действия руководителя и собственника были направлены на обеспечение деятельности предприятия по предоставлению населению муниципального образования услуг по водоснабжению и водоотведению.

Судами учтено, что должник не вправе был отказать в представлении услуг населению муниципального образования, на территории которого он осуществлял деятельность - водоснабжение и водоотведение в четырех населенных пунктах, поскольку прекращение этой деятельности без передачи соответствующих функций иному лицу (наличие которого в спорный период не подтверждено) могло привести к неблагоприятным социальным последствиям.

При этом судами отмечено, что ответчиками предпринимались меры, направленные на организацию деятельности предприятия и снижению финансовой нагрузки на предприятие. Администрацией неоднократно оказывалась помощь для покрытия расходов должника.

Судами также принято во внимание, что задолженность перед кредиторами, включенными в реестр требований кредиторов должника возникла вследствие следующих обстоятельств: неплатежеспособность населения и организаций (в основном, бюджетной сферы - школа и дошкольные учреждения); заниженные тарифы; изношенная коммунальная инфраструктура.

Отклоняя довод заявителя об отсутствии четко разработанного плана вывода предприятия из кризиса, суды отметили, что обязанность наличия такого плана, его форма, содержание, а также какие-либо иные характеристики отсутствуют в действующем законодательстве.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что действия руководителя и собственника имущества были направлены на обеспечение деятельности должника по предоставлению населению коммунальных услуг, доказательства их противоправного виновного действия не представлены, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения Администрации и руководителя должника к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

Изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, так как выводов судов не опровергают, не свидетельствуют о допущении судами нарушений норм материального права и (или) процессуального права и не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку, по сути, сводятся к несогласию с произведенной судами первой и апелляционной инстанций оценкой обстоятельств спора; доводы заявителя кассационной жалобы тождественны доводам, являвшимся предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получивших надлежащую правовую оценку с подробным изложением мотивов отклонения.

Разрешая настоящий обособленный спор, суды действовали в рамках предоставленных им полномочий и оценили обстоятельства по внутреннему убеждению, что соответствует положениям статьи 71 АПК РФ.

Поскольку неправильного применения судами норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не находит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

определение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу N А72-15259/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

М.В.КОНОПЛЕВА

 

Судьи

В.А.МОИСЕЕВ

В.А.САМСОНОВ