Решением судьи производство по делу по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (безопасность дорожного движения) прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения

Решением судьи производство по делу по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (безопасность дорожного движения) прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Нефтеюганского судебного района от 28.04.2021 по делу № 5-425-2001/2021

Дата вынесения судебного решения: 
среда, 28 апреля 2021
Текст судебного решения: 

Дело № 5-425-2001/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

28 апреля 2021 года                                                                         г. Нефтеюганск                    

    Мировой судья судебного участка № 3 Нефтеюганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Грязева С.В., исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Нефтеюганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (628301, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск, 1 мкр-н, дом 30), рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении

    юридического лица -  Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Нефтеюганского района, зарегистрированного по адресу: ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск, ул. Нефтяников, здание № 10, ОГРН 1138619004875, ИНН 8604056603,

    в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

    Согласно протоколу об административном правонарушении 86 ХМ 233870 от 18.02.2021, составленному государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Нефтеюганскому району, 09.02.2021 в период времени с 18:05 час. по 18:33 час. Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Нефтеюганского района (далее по тексту - ДСиЖКК), являясь в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» лицом (учреждением), на которое возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе при организации ремонта и содержания автомобильной дороги IV категории, с асфальтобетонным покрытием, общего пользования, с доступом неограниченного круга лиц «Подъездная автомобильная дорога к п. Усть-Юган» Нефтеюганского района в соответствии с требованиями нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, допустило нарушение в виде наличия на проезжей части зимней скользкости в виде снежного наката на всем протяжении и по всей ширине с 0 км по 20 кмуказанной автомобильной дороги, в том числе на пешеходных переходах, расположенных на 17+986 км, 18+566 км, 19+295 км (согласно проекта организации дорожного движения) в нарушение требований пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», пункта 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» Правил дорожного движения Российской Федерации. По данному факту 09.02.2021 в 11 часов 10 минут, а также в 18 часов 40 минут были составлены Акты о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги. При фиксации недостатков применялась цифровая видеосъемка. Фиксация недостатков в эксплуатационном состоянии осуществлялась визуально (по п. 9.4.2 ГОСТ Р 50597-2017). Информация о выявленных недостатках в виде Акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 09.02.2021, составленного в 11:10, была передана в приемную ДСиЖКК 09.02.2021 в 12:04 час. 

    В судебном заседании защитники (по доверенности) юридического лица Василевская М.Б. и Вильданова М.С. с протоколом не согласились, не признали вину ДСиЖКК в совершении инкриминируемого административного правонарушения. Представили письменные возражения, в которых просят производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Считают, что Государственным инспектором при составлении Акта выявленных недостатков и административного протокола неверно применены пункты ГОСТа Р 50597-2017, поскольку дорога содержится подрядчиком под уплотненным снежным покровом (УСП), наличие зимней скользкости в виде снежного наката не соответствует действительности, колейность на проезжей части дороги отсутствут, государственным инспектором проводился визуальный осмотр, а контроль эксплуатационного состояния дороги в зимний период осуществляется при помощи измерительных приборов, не надлежащим образом выполнены замеры уплотненного снежного покрова на проезжей части, а именно Акт о выявленных недостатках не содержит сведений о толщине УСП, отсутствуют показатели ровности УСП, глубине углублений и впадин, глубине колеи на проезжей части дороги, таким образом факт наличия недостатка в виде снежного наката ни чем не подтвержден. Государственным инспектором неверно установлены сроки устранения выявленных недостатков не более 6 часов вопреки требованиям п. 8.12 ГОСТ Р 50597-2017 (не более 2 суток). Представили документы, подтверждающие содержание дороги с УСП.

    Из показаний свидетеля государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Нефтеюганскому району С., данных в судебном заседании 22.04.2021 г., следует, что при повседневном надзоре за безопасностью дорожного движения им был выявлен недостаток в зимнем содержании указанной в протоколе автодороги общего пользования в виде зимней скользкости – снежного наката. Пояснил, что слышал, что данная дорога содержится с УСП, а также находится на капремонте, покрытие дороги с 0 км до 20 км не одинаковое, 1-ый км – плиты, затем асфальт, юридическому лицу вменяется недостаток в виде снежного наката, а не дефекты УСП, замеры включал в акты. Полагает, что дорога эксплуатируется без УСП, так как отсутствовал дорожный знак 3.24 по ограничению максимальной скорости до 60км/ч, какие – либо обозначения, что дорога эксплуатируется с УСП.

    Мировой судья, заслушав защитников ДСиЖКК, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства, в том числе доказательства, приобщенные к делу по ходатайствам защитников, приходит к следующему.

    Частью 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

        Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются в том числе, юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов. Дорожные органы и организации, в ведении которых находятся дороги, обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения, принимать меры к улучшению их эксплуатационных качеств, устранению помех для движения, обеспечивать безопасность движения в местах проведения ремонтных работ.

        В силу статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, ж:конструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

        В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.

      В силу ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается в том числе, органами местного самоуправления.

    Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (части 1, 2 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ).

    В силу пункта 8.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст (далее – ГОСТ Р 50597-2017) На покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.

    В обоснование вины ДСиЖКК к протоколу об административном правонарушении приложены:  

    - акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 09.02.2021 в 11:10 час., составленный с участием свидетелей, согласно которому на автомобильной дороге общего пользования «Подъездная автомобильная дорога к п. Усть-Юган» с 0 км по 20 км выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги: наличие на всей протяженности дороги на проезжей части зимней скользкости в виде снежного наката, в том числе на пешеходных переходах (п.8.1 ГОСТ Р 50597-2017), производилась видеозапись, использовалась рейка дорожная КП -231 РДТ, зав.№ 19455, свидетельство о поверке до 17.08.2021;

    - акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 09.02.2021 в 18:40 час., составленный в отсутствие свидетелей, согласно которому на автомобильной дороге общего пользования «Подъездная автомобильная дорога к п. Усть-Юган» с 0 км по 20 км выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги: наличие на всей протяженности дороги на проезжей части зимней скользкости в виде снежного наката, в том числе на пешеходных переходах (п.8.1 ГОСТ Р 50597-2017), производилась видеозапись, использовалась рейка дорожная КП -231 РДТ, зав.№ 19455, свидетельство о поверке до 17.08.2021;

    - проект организации дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования «Подъездная автомобильная дорога к п. Усть-Юган»;

    - определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от 10.02.2021;

    - информация ДСиЖКК от 09.02.2021 по устранению недостатков в виде зимней скользкости на проезжей части автомобильной дороги подрядчиком ИП Тетюцкий М.Н. с приложением фотоматериалов, согласно которым дорога обработана фрикционными материалами;

    - Устав муниципального образования Нефтеюганский район;

    - Положение о Департаменте строительства и жилищно – коммунального комплекса Нефтеюганского района, утв. Решением Думы Нефтеюганского района от 09.12.2013 № 434;

    - перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Нефтеюганского района;

    - копия свидетельства от 29.03.2010 о государственной регистрации права собственности муниципального образования Нефтеюганский район на объект: Подъездная дорога к п. Усть-Юган, протяженностью 17606 м.;

    - копия свидетельства от 26.03.2010 о государственной регистрации права собственности муниципального образования Нефтеюганский район на объект: Подъездная дорога к п. Усть-Юган, протяженностью 2,145 км.;

    - копия муниципального контракта от 04.01.2021 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги «Подъездная дорога к п. Усть-Юган» между Заказчиком МКУ «Управление капитального строительства и жилищного-коммунального комплекса Нефтеюганского района», действующего от имени МО «Нефтеюганский район» и Подрядчиком ИП Тетюцкий М.В. Приложение №1 устанавливает перечень услуг по содержанию автомобильной дороги, а также требования к работам, которые должны производиться в соответствии, в том числе  ГОСТ Р 550597-2017. Срок действия муниципального контракта по 30.06.2021;

    - выписка из ЕГРЮЛ;

    - видеозапись к актам выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 09.02.2021.

    - Вместе с тем мировой судья отмечает, что в соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).

    Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

    Согласно п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.

    Этим же пунктом предусмотрено, что на покрытии проезжей части возможно устройство уплотненного снежного покрова в соответствии с п.п. 8.9 - 8.11.

    В силу п. 8.10 ГОСТ Р 50597-2017 допускается наличие уплотненного снежного покрова толщиной от 3 до 8 см в период зимнего содержания дорог с интенсивностью движения не более 1500 авт/сут.

    Как следует из представленных защитниками в судебное заседание приказа ДСиЖКК от 30.12.2020 №116, схемы организации движения в период содержания под уплотненным снежным покровом с 01.01.2021 по 31.12.2021 на автомобильной дороге «Подъездная автомобильная дорога к п. Усть-Юган» с км 0+00 по км 34+00, указанная автомобильная дорога содержится под уплотненным снежным покровом, указаны мероприятия по выставлению дорожных знаков согласно схемы организации дорожного движения, по содержанию автодороги в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017, ОДМ 218.3.090-2017. Представленным отчетом ООО «ДорСиб» по комплексной оценке транспортно – эксплуатационного состояния автомобильной дороги «Подъездная автомобильная дорога к п. Усть-Юган» (от автодороги «Нефтеюганск – Мамонтово» до южной границы населенного пункта Усть - Юган) по состоянию на 01.10.2019 подтверждается интенсивность движения с 0,00 км о 17,606 км - 842 авт/сут. Отчетом ООО «ДорСиб» по комплексной оценке транспортно – эксплуатационного состояния автомобильной дороги «Подъездная автомобильная дорога к п. Усть-Юган», участок №2 (в границах населенного пункта Усть-Юган) по состоянию на 01.10.2020 подтверждается интенсивность движения с 17,606 км до 19,571 км - 826 авт/сут.  

    Из содержания Актов о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 09.02.2021 следует, что недостатки в содержании дороги выразились в наличии на всей протяженности (с 0 по 20 км.) автомобильной дороги «Подъездная автомобильная дорога к п. Усть-Юган» зимней скользкости в виде снежного наката, в том числе на пешеходных переходах, расположенных на км. 17 + 986, км. 18 + 566, км. 19 + 295. При этом сведений о том, что обнаруженное снежное уплотнение не соответствует требованиям п.п. 8.9-8.12 ГОСТ Р 50597-2017 либо устроено на дороге с интенсивностью движения более 1500 авт/сут, указанный выше акт и иные материалы дела не содержат. Должностным лицом при составлении акта о выявленных недостатках замеры согласно п. 9.5.3, 9.2, 9.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 не производились. Учитывая положения п. 8.9-8.11 ГОСТ Р 50597-2017, а также то, что вышеуказанный участок дороги относиться к 4 категории а/д, в основу обвинения не могут быть положены результаты визуального осмотра без проведения инструментальных исследований.

    Наличие уплотненного снежного покрова на участке автомобильной дороги без исследования его толщины, а также интенсивности движения само по себе не свидетельствует о нарушении требований по содержанию проезжей части. Следовательно, вывод о нарушении ДСиЖКК п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" своего подтверждения не находит.

    Правовые нормы, установленные ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельных законодательные акты Российской Федерации", п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, носят отсылочный характер и предписывают содержать дороги в соответствии с техническими нормами и правилами.

    В отсутствие доказательств неисполнения ДСиЖКК требований п.8.1 ГОСТ Р 50597-2017 мировой судья не усматривает состава вменяемого административного правонарушения.

    Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.

    Поскольку мировым судьей в судебном заседании не установлен факт нарушения обязательных к исполнению требований технических норм и правил, не выполнение которых создает угрозу безопасности дорожного движения при пользовании участком дороги общего пользования, что является обязательным признаком состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, то приходит к выводу о необходимости на основании пункта 2 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Нефтеюганского района прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

    Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Нефтеюганского района по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. 

    Постановление может быть обжаловано в Нефтеюганский районный суд   Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня получения копии постановления с подачей жалобы через мирового судью. В этот же срок постановление может быть   опротестовано прокурором.

Мировой судья

С.В. Грязева