Прокурору отказано в иске, поскольку формулировка вопроса местного значения как «создание условий» не является обязанностью

Прокурору отказано в иске, поскольку формулировка вопроса местного значения как «создание условий» не является обязанностью

Апелляционное определение Красноярского краевого суда 13 июля 2020 года по делу № 33а-5655/2020 24RS0029-01-2019-000876-38 3.022

Дата вынесения судебного решения: 
понедельник, 13 июля 2020
Текст судебного решения: 

Судья Чижикова О.В.

Дело № 33а-5655/2020

24RS0029-01-2019-000876-38

3.022

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2020 года г.Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Сидоренко Е.А.,

судей Шавриной А.И., Ерофеева А.И.

при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.

дело по административному иску

по апелляционной жалобе главы п.Новочернореченский Моисеенко Е.С.

на решение Козульского районного суда Красноярского края от 28 января 2020 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц администрации поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения необходимого количества помывочных мест, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского края по непринятию мер к созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения необходимого количества помывочных мест.

Обязать администрацию поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать условия для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения необходимого количества помывочных мест».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Козульского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к администрации поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского края о признании незаконным бездействия.

Требования мотивированы тем, что при проведении проверки соблюдения законодательства в сфере защиты прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности прокуратурой Козульского района Красноярского края установлено, что 3 778 человек на территории п.Новочернореченский из числа проживающих поселка 3 842 человека проживают в неблагоустроенном жилом фонде без предоставления услуг водоснабжения. Услуги общественной бани на территории поселка не оказываются. По данному факту <дата> в адрес главы поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского края прокурором района внесено представление, которое отклонено, выявленные нарушения не устранены. Полагает, что неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения необходимого количества помывочных мест приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания.

Просил признать незаконным бездействия по непринятию мер к созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения необходимого количества помывочных мест;

Обязать административного ответчика администрации п.Новочернореченский Козульского района Красноярского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать условия для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения необходимого количества помывочных мест.

Судом постановлено выше приведенное решение.

В апелляционной жалобе глава п.Новочернореченский Моисеенко Е.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, поскольку суд при вынесении решения применил норму права – Общероссийский классификатор услуг населению, утративший силу, а также не принял во внимание, что на момент предъявления иска муниципальное образование поселок Новочернореченский Козульского района Красноярского края, к которому предъявлены требования прокурора, перестало существовать. При этом в оспариваемом решении не указано, какие именно действия надлежит совершить административному ответчику для исполнения судебного акта, который не отвечает принципу исполнимости. Кроме того, у большинства жителей поселка имеются свои бани, у многих граждан пробурены индивидуальные скважины и проведена вода в жилые помещения с установкой водонагревателей. Считает, что само отсутствие общественной бани в поселке не может являться достаточным основанием для установления факта бездействия администрации.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора района Протасов Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Административный ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Глава п.Новочернореченский Моисеенко Е.С. ходатайствовал об отложении судебного заседания в связи с невозможность явки в виду продления режима самоизоляции. Судебная коллегия отказала в удовлетворении ходатайства, поскольку режим самоизоляции на сегодняшний день в Красноярском крае не действует, соответственно препятствий для явки в судебное заседание суда апелляционной инстанции по указанной причине у ответчика не имеется, определила рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Проверив материалы дела и решение суда, выслушав прокурора Юдину В.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о ее удовлетворении в силу следующего.

Удовлетворяя иск, суд исходил из положений п.10 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и того, что на территории муниципального образования проживает 3842 человека, из них 3778 человек проживают в неблагоустроенном жилом фонде без предоставления услуг по водоснабжению, услуги общественной бани не оказываются, а отсутствие в п.Новочернореченский общественной бани свидетельствует о том, что администрацией поселка Новочернореченский не принимаются меры к организации бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани, что влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучие, права на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на неправильном толковании закона и не основаны на фактических обстоятельствах.

Факт того, что в п.Новочернореченский имеется необходимость в услугах общественной бани, а ее отсутствие влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучие, права на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности, не подтвержден какими-либо доказательствами. В материалах дела вообще отсутствуют какие-либо доказательства потребности населения поселка в данных услугах, неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, что влечет необходимость данных услуг, а также того, что отсутствие банных услуг посягает на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, проживающих в поселке, а также на их права на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности. Прокурор и суд ограничились только прокурорским представлением административному ответчику и от него же полученной информацией о количестве проживающих в поселке лиц.

Между тем, в силу п. ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Однако создание «условий» - это не обязанность, соответственно приведенное положение закона не означает безусловной обязанности органов местного самоуправления сельских поселений обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания.

Не устанавливает обязанности органов местного самоуправления сельских поселений обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани и приведенные судом положения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»..

Потребность в услуге общественной бани может рассматриваться как общественная потребность, затрагивающая значительную часть в данном случае сельского поселения, соответственно организация общественной бани может являться публичной, вопросом местного значения, который могли решать органы местного самоуправления, но доказательств такой потребности в деле нет.

При указанных обстоятельствах при отсутствии такой необходимости и с учетом полномочия только в части создания условий у суда не имелось оснований для удовлетворения иска.

В силу ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в решении задач местного самоуправления не относится обеспечение жителей поселения услугами бытового обслуживания. В силу ч.1 ст.17 приведенного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов и создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, а также установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

При этом в силу ч.3 ст.17 закона полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно.

Удовлетворяя иск с заявленным предметом, суд не указал кие действия должен административный ответчик совершить по созданию условия для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения необходимого количества помывочных мест, не определил количество помывочных мест, которые ответчик должен обеспечить, в связи с чем решение также является не определенным и не исполнимым.

При этом, как следует из СанПиН 2.1.2.3150-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2013 N 70, размещение здания бань допускается при возможности оборудовать системами горячего и холодного водоснабжения, а подачу холодной и горячей воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и горячего водоснабжения. Данные обстоятельства судом также не установлены.

При указанных обстоятельствах решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА

Решение Козульского районного суда Красноярского края от 28 января 2020 года отменить, принять новое решение, которым в иске прокурору Козульского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения необходимого количества помывочных мест отказать.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:__