Постановление о взыскании исполнительского сбора признано незаконным, поскольку судебное решение исполнено до открытия исполнительного производства

Постановление о взыскании исполнительского сбора признано незаконным, поскольку судебное решение исполнено до открытия исполнительного производства.

Решение Белоярского районного суда Свердловской области от 28.04.2021 по делу № 2а-453/2021

Дата вынесения судебного решения: 
среда, 28 апреля 2021
Текст судебного решения: 

Информация по делу

Копия

66RS020-01-2021-000304-49

Дело № 2а-453/2021

Мотивированное решение от 11.05.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2021 года

р.п. Белоярский

    Белоярский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Самариной Е. А.,

при секретаре судебного заседания Мальцевой Д. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Белоярского городского округа к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области Третьяковой И.Ю., Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Свердловской области о признании постановления незаконным,

установил:

    Администрация Белоярского городского округа обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области Мезенцевой И. Ю. от 02.10.2020 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства № 493437/20/66062-ИП.

В обоснование административного иска указано, что постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Мезенцевой И. Ю. от 02.10.2020 в рамках исполнительного производства № 493437/20/66062-ИП с Администрации Белоярского городского округа взыскан исполнительный сбор в размере 50 000 руб. Согласно обжалуемому постановлению, на основании исполнительного документа - исполнительного листа № ФС 036281416 от 10.04.2020, выданного Белоярским районным судом по гражданскому делу № 2-138/2020, 12.08.2020 судебным приставом - исполнителем было возбуждено исполнительное производство № 493437/20/66062- ИП, в соответствии с которым должнику - Администрации Белоярского городского округа было предложено добровольно исполнить требования исполнительного документа, согласно которому судом на Администрацию Белоярского городского округа была возложена обязанность в срок до 01.06.2020 сформировать земельные участки общего пользования для организации проезда транспортных средств по <адрес> - организовать проведение кадастровых работ указанных земельных участков, обратиться в уполномоченный орган для постановки земельных участков на кадастровый учет; - включить в реестр муниципального имущества сформированные земельные участки по <адрес>. Как видно из постановления о взыскании исполнительского сбора от 02.10.2020 судебным приставом-исполнителем МО и ИОИП Мезенцевой И.Ю. возбуждено исполнительное производство № 493437/20/66062-ИП от 12.08.2020, однако в адрес Администрации Белоярского ГО не поступало постановление о возбуждении исполнительного производства, Администрацией Белоярского ГО решение суда было исполнено добровольно еще до возбуждения исполнительного производства, что подтверждается выпиской из ЕГРН и распоряжением главы Белоярского ГО от 05.06.2020 № 363 о включении в реестр муниципальной собственности Белоярского ГО в состав местной казны (имущества) земельного участка с КН <номер>, расположенного по адресу: <адрес> того, 10.02.2021 судебным приставом - исполнителем МО и ИОИП Третьяковой И.Ю. в адрес Администрации Белоярского ГО направлено требование о предоставлении информации о совершенных действиях по исполнению решения суда, на что 11.02.2021 Администрацией Белоярского ГО направлен ответ об исполнении решения суда в полном объеме. 25.02.2021 судебным приставом — исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства, так как основное требования исполнительного документа выполнено в полном объеме, однако задолженность по исполнительному производству составляет 50 000 руб. Из вышеизложенного следует, что постановление судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконно и принято с нарушением требований ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», при этом оспариваемое постановление нарушает имущественные права Администрации Белоярского городского округа, являющейся в соответствии со ст.31 Устава Белоярского городского округа органом местного самоуправления Белоярского городского округа и осуществляющим свою деятельность за счет средств местного бюджета. В связи с чем, постановление о взыскании исполнительского сбора от 02.10.2020 административный истец считает признать незаконным. Кроме того, постановление судебного пристава-исполнителя поступило в Администрацию Белоярского городского округа 25.02.2021, предусмотренный законом срок для обжалования постановления, с учетом праздничных выходных истекает 09.03.2021, в связи с чем административный истец считает, что срок для обжалования постановления Администрацией Белоярского городского округа не пропущен.

Белоярским районным судом Свердловской области к производству суда были приняты уточнения требований административного иска, в обосновании которых указано, что в рамках исполнительного производства № 493437/20/66062-ИП от 12.08.2020, по которому постановление о возбуждении исполнительного производства Администрацией Белоярского городского округа получено не было. 10.02.2021 получив требование судебного пристава-исполнителя, Администрации Белоярского ГО стало известно о том, что возбуждено исполнительное производство, в связи с чем, был подготовлен ответ о том, что решение Белоярского районного суда по делу № 2-138/2020 исполнено в полном объеме, к ответу приложены документы, подтверждающие исполнение решения суда в полном объеме (исх. от 11.02.2021 № 01-15/973). На основании данного письма, 25.02.2021 судебным приставом - исполнителем Третьяковой И.Ю. вынесено постановление об окончании исполнительного производства по основному требованию, однако указано, что задолженность по исполнительному производству составляет 50 000 руб., данное постановление в этот же день направлено в адрес Администрации Белоярского ГО вместе с постановлением о взыскании исполнительского сбора от 02.10.2020. Не согласившись с постановлением о взыскании исполнительского сбора от 02.10.2020 Администрацией 09.03.2021 в Белоярский районный суд Свердловской области подано административное исковое заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 02.10.2020. После подачи административного иска, 11.03.2021 в адрес Администрации поступило постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № 35734/21/66062-ИП, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 50000 руб., то есть судебный пристав-исполнитель, окончив исполнительное производство № 493437/20/66062- ИП от 12.08.2020 выделила исполнительский сбор в отдельное производство. Из вышеизложенного следует, что постановление судебного пристава - исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 02.03.2021 года № 35734/21/66062-ИП незаконно и принято с нарушением требований ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», так как решение Белоярского районного суда было исполнено еще до возбуждения первоначального исполнительного производства от 12.08.2020. В связи с тем, что данное постановление поступило в адрес Администрации Белоярского городского округа после подачи административного иска, административный истец полагает, что имеются все основания для восстановления процессуального срока на подачу административного искового заявления об оспаривании постановления о возбуждении исполнительного производства от 02.03.2021 года № 35734/21/66062- ИП, просят признать незаконным денное постановление. Согласно уточнений, административный истец просит: 1. Восстановить пропущенный срок для подачи заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области И.Ю. Третьяковой о возбуждении исполнительного производства от 02.03.2021 года. 2. Признать незаконным постановление пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области И.Ю. Третьяковой о возбуждении исполнительного производства № 66062/20/337251 от 02.03.2021 о взыскании с Администрации Белоярского городского округа исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

В связи

В судебное заседание административный истец не явился, представитель по доверенности Панченко К. О. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административные ответчики судебный пристав-исполнитель МО по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Третьякова И. Ю., Главное Управление Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились, об уважительных причинах своей неявки суд не уведомили.

В силу ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

    С учетом сведений о надлежащем извещении административных ответчиков судебный пристав-исполнитель МО по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Третьякова И. Ю., ГУФССП России по Свердловской области, не направившего в суд своего представителя, по адресу электронной почты urotdelfssp@mail.ru, которая в соответствии с соглашением от 24.04.2017 № 1, заключенным между Свердловским областным судом и Главным Управлением ФССП по Свердловской области, является официальным адресом извещения судебных приставов о находящихся на рассмотрении в судах дел с участием службы судебных приставов, суд считает указанного административного ответчика извещенным надлежащим образом. При этом явка их представителей не была признана обязательной, а соответственно, рассмотреть дело в их отсутствие является возможным в силу Закона.

    Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявленные требования в административном иске подлежат полному либо частичному удовлетворению, в случае, если по результатам рассмотрения административного дела суд признает оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным прав&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?

    В части 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в законодательстве предусмотрены критерии, по которым проверяются соблюдения требованиям нормативно-правовых актов оспариваемых решений, действия (бездействия), а именно, наличие у органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюдение установленного порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); а также наличие предусмотренных законом оснований порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия). Кроме того, также проверяется соответствие самого содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативно-правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Размер исполнительского сбора составляет 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В силу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Частью второй названной статьи предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

По смыслу закона исполнительский сбор применяется в качестве меры публично-правовой ответственности стороны исполнительного производства, возникающей в связи с совершенным ей правонарушением в процессе исполнительного производства. Основанием для взыскания исполнительского сбора является факт неисполнения должником требования судебного пристава-исполнителя об исполнении исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с частями 11, 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).

В судебном заседании установлено, и подтверждено материалами дела, что на основании исполнительного документа- исполнительного листа ФС № 036281416 от 10.04.2020 выданного по решению Белоярского районного суда по гражданскому делу № 2-138/2020, 12.08.2020 судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство № 493437/20/66062-ИП. (л.д. 30-31).

Согласно реестру отправки почтовой корреспонденции, копия постановления о возбуждении исполнительного производства в рамках 493437/20/66062-ИП была доставлена в адрес должника Администрации Белоярского городского округа 05.09.2020. (л.д. 32).

02.10.2020 года судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП Мезенцевой И. Ю. вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением должником в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа. (л.д. 33-34).

Согласно выписке из ЕГРН, в соответствии с распоряжением Главы Белоярского городского округа от 05.06.2020 № 363 земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет 02.06.2020 и включен в реестр муниципальной собственности Белоярского ГО в состав местной казны (имущества) 01.06.2020. (л.д. 20).

11.02.2021 Администрацией Белоярского ГО в адрес судебного пристава-исполнителя Третьковой И. Ю. был направлен ответ об исполнении решения суда в полном объеме. (л.д. 18).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Третьяковой И. Ю. от 25.02.2021 исполнительное производство № 493437/20/66062-ИП окончено, в связи с выполнением в полном объеме основных требований исполнительного документа. (л.д. 15-16).

Также в судебном заседании установлено, что 02.03.2021 судебным приставом-исполнителем Третьяковой И. Ю. возбуждено новое исполнительное производство № 35734/21/66062-ИП в связи с задолженностью по исполнительному сбору в размере 50 000 руб. (л.д. 41).

На основании установленных в судебном заседании фактов, суд приходит к выводу, что решение суда было исполнено до возбуждения исполнительного производства № 493437/20/66062-ИП, соответственно срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства, возбужденного 12.08.2020, Администрацией Белоярского ГО не нарушен.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования исполнительного документа № ФС 036281416 от 10.04.2020 должником исполнены в полном объеме, постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП по Свердловской области Третьяковой И. Ю. о возбуждении исполнительного производства № 66062/20/337151 от 02.03.2021 о взыскании с Администрации Белоярского городского округа исполнительного сбора в размере 50 000 руб. незаконно в связи с отсутствием оснований для его взыскания.

Относительно ходатайства о восстановлении срока для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3, ч. 7 ст. 219 Кодекса об административном судопроизводстве административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Административное исковое заявление поступило в суд 09.03.2021, уточнение административных исковых требований в части оспаривания постановления от 02.03.2021 принято судом 05.04.2021. При этом из пояснений сторон следует, что осспариваемое постановление админситартвным истцом было получено 11.03.2021

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным восстановить срок для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области И.Ю. Третьяковой о возбуждении исполнительного производства от 02.03.2021 года в части взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административные исковые требования Администрации Белоярского городского округа к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области Мезенцевой И. Ю., Главному Управлению ФССП России по Свердловской области о признании постановления незаконным, удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП по Свердловской области Третьяковой И. Ю. о возбуждении исполнительного производства № 66062/20/337151 от 02.03.2021 о взыскании с Администрации Белоярского городского округа исполнительного сбора в размере 50 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий     /подпись/            Е. А. Самарина