По мнению Конституционного Суда РФ наличие у жителей Крайнего Севера земельных участков не лишает их права на получение жилья

По мнению Конституционного Суда РФ наличие у жителей Крайнего Севера земельных участков не лишает их права на получение жилья
Дата новости: 
вторник, 17 октября 2023

Принято Постановление Конституционного Суда РФ от 17.10.2023 № 48-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобой гражданина С.А. Борисова". Данное постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

Заявитель - Сергей Борисов - до пенсии более 10 лет отработал на Крайнем Севере и после переезда в Смоленск встал на учет для получения жилищной субсидии. В 2015 году его супруге, как ветерану труда, выделили земельный участок под строительство дома. Однако дом построен не был из-за отсутствия денежных средств. В 2020 году, в силу изменившегося законодательства, наличие этого участка привело к снятию С.Борисова с жилищного учета, поскольку он перестал соответствовать критериям для получения субсидии. Заявитель безрезультатно оспаривал данное решение в судах.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что Закон, содержащий оспариваемую норму, принимался для гармонизации регулирования с Жилищным Кодексом, а также уточнения вопросов предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В перечень условий, препятствующих нуждающемуся в жилье гражданину быть принятым на учет, было внесено и наличие земельного участка, предоставленного для жилищного строительства. Такой подход в целом не противоречит Конституции РФ, т.к. обеспечивает повышение эффективности использования бюджетных средств и уменьшение срока ожидания жилищного сертификата.

Однако, придав обратную силу оспариваемой норме, законодатель не предусмотрел компенсаторных мер, направленных на смягчение неблагоприятных последствий отмены ранее признанного за гражданами права на получение субсидии. Тем самым были нарушены принципы социального государства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а также требования справедливости и соразмерности.

Оспариваемая статья 2 не соответствует Конституции, в той мере в какой она придаёт обратную силу норме статьи 1 того же закона, которая служит основанием для снятия с учёта граждан, получивших земельный участок для строительства дома, но так и не обзаведшихся жилищем.  

Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения. Дело заявителя подлежит пересмотру.  

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.10.2023 № 48-П