Отсутствие вины привело к освобождению администрации от исполнительского сбора

Отсутствие вины привело к освобождению администрации от исполнительского сбора

Решение Бирилюсского районного суда Красноярского края от 5 июня 2023 г. по делу №2а-154/2023

Дата вынесения судебного решения: 
понедельник, 05 июня 2023
Текст судебного решения: 

Дело №2а-154/2023

УИД 24RS0005-01-2023-000146-72

Категория: 3.207

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

с. Новобирилюссы Красноярского края

5 июня 2023 г.

 

Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лайшевой Ю.И.,

при секретаре Волковой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-154/2023 по административному исковому заявлению Администрации Зачулымского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края к ОСП по Бирилюсскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю, начальнику отделения – старшему судебному приставу Грейдиной В.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Зачулымского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края в лице ее представителя – главы сельсовета обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Бирилюсскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю, начальнику отделения – старшему судебному приставу Грейдиной В.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, вынесенного на основании постановления о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству №15611/22/24036-ИП.

Требования мотивированы тем, что начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по Бирилюсскому району вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. с должника – Администрации Зачулымского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края за неисполнение решения Бирилюсского районного суда Красноярского края от 26 мая 2022 г., которым на администрацию сельсовета возложена обязанность осуществить постановку на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила партизан, расстрелянных колчаковцами в марте 1919 г.», расположенного по адресу: Красноярский край, Бирилюсский район, с. Зачулымка, с юго-западной стороны кладбища на расстоянии 39 м от центральных ворот. Администрация Зачулымского сельсовета является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год, бюджет сельсовета является дотационным, в связи с чем, в части финансируется из средств бюджета Бирилюсского муниципального района. При указанных обстоятельствах, ввиду затруднения в финансировании и отсутствии собственных целевых финансовых средств, решение суда невозможно исполнить в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

Административный истец – Администрация Зачулымского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила.

Административный ответчик - ОСП по Бирилюсскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил. Административный ответчик начальник отделения – старший судебный пристав ОСП по Бирилюсскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю Грейдина В.Ю. о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила.

Заинтересованные лица - ГУ ФССП России по Красноярскому краю, Администрация Бирилюсского района Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, прокурор Бирилюсского района Красноярского края о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Глава Бирилюсского района Лукша В.П. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указал, что возражений против удовлетворения требований не имеет.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что решением Бирилюсского районного суда Красноярского края от 26 мая 2022 г. по делу №2-119/2022 удовлетворены требования прокурора Бирилюсского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зачулымского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края о возложении обязанности. Решением постановлено: «Обязать Администрацию Зачулымского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края осуществить постановку на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила партизан, расстрелянных колчаковцами в марте 1919 г.», расположенного по адресу: Красноярский край, Бирилюсский район, с. Зачулымка, с юго-западной стороны кладбища на расстоянии 39 м от центральных ворот».

14 ноября 2022 г. в ОСП по Бирилюсскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю возбуждено исполнительное производство №15611/22/24036-ИП, должнику Администрации Зачулымского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края установлен срок для добровольного исполнения решения суда.

5 мая 2023 г. судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон №229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 6 Федерального закона №229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные Федеральным законом.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 Федерального закона №229-ФЗ.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ).

Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона №229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со ст. 105 указанного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Таким образом, судом установлено, что решением Бирилюсского районного суда Красноярского края от 26 мая 2022 г. по делу №2-119/2022 удовлетворены требования прокурора Бирилюсского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зачулымского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края о возложении обязанности.

На основании исполнительного листа ФС №033252248, выданного Бирилюсским районным судом Красноярского края, постановлением судебного пристава ОСП по Бирилюсскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю от 14 ноября 2022 г. возбуждено исполнительное производство, должнику Администрации Зачулымского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края установлен срок для добровольного исполнения решения суда.

При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленных для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В пятидневный срок решение суда не было исполнено.

5 мая 2023 г. судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Факт неисполнения должником в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительных документов не оспаривается.

До настоящего времени решение суда не исполнено.

Исследовав представленные материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что, предъявляя настоящие требования, административным истцом предоставлены доказательства отсутствия вины в нарушении сроков для добровольного исполнения требований исполнительных документов, а также отсутствии оснований для привлечения к ответственности за нарушение обязательств.

Оценив указанные обстоятельства с точки зрения положений процессуального законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решения суда, а также норм Федерального закона №229-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от исполнительского сбора, поскольку финансирование учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании контрактов на выполнение необходимых работ, заключение которых требует финансирования, а также соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, при этом учитывается, что административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, что указывает на отсутствие вины должника в неисполнении судебных актов в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Так, ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6). При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований привлечения к ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (статья 7).

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таковым обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

При этом правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, административный истец указал, что им предпринимаются все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства, представив в материалы административного дела соответствующие тому доказательства.

Установив, что в течение пятидневного срока реальное исполнение решения суда о возложении обязанности невозможно вследствие объективных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований об освобождении Администрации Зачулымского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава ОСП по Бирилюсскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю от 5 мая 2023 г.

Вместе с тем, суд отмечает, что при вынесении постановления о взыскании исполнительного сбора от 28 июня 2022 г. судебный пристав действовала в точном соответствии с требованиями Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 360 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Администрации Зачулымского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края к ОСП по Бирилюсскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю, начальнику отделения – старшему судебному приставу Грейдиной В.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, - удовлетворить.

Освободить Администрацию Зачулымского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Бирилюсскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю Грейдиной В.О.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Ю.И. Лайшева

Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2023 г.