Конституционный Суд РФ сформулировал некоторые особенности идентификации личности

Конституционный Суд РФ сформулировал некоторые особенности идентификации личности
Дата новости: 
четверг, 28 сентября 2023

Принято Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2023 № 2187-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кобцевой Любови Ивановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 59 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также частью 2 статьи 16.1 Федерального закона "Об электронной подписи".

Согласно пункту 1 части 1 статьи 59 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" заявления граждан и организаций, содержащие сведения о причинении вреда или об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, принимаются контрольным (надзорным) органом к рассмотрению при подаче таких обращений непосредственно в контрольный (надзорный) орган либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина. В соответствии с частью 2 той же статьи в ходе проведения мероприятий, направленных на установление личности гражданина, должностное лицо контрольного (надзорного) органа взаимодействует с гражданином и предупреждает его о праве контрольного (надзорного) органа обратиться в суд в целях взыскания расходов, понесенных контрольным (надзорным) органом в связи с рассмотрением поступившего обращения (заявления) гражданина, организации, если в обращении (заявлении) были указаны заведомо ложные сведения.

По смыслу названных законоположений, требование о личном обращении гражданина с предъявлением документа, удостоверяющего его личность, в совокупности с установлением возможности взыскания понесенных контрольным органом расходов в связи с рассмотрением обращения, в котором были указаны заведомо ложные сведения, направлено на то, чтобы подчеркнуть высокую степень ответственности, которую принимает на себя гражданин, инициирующий проведение соответствующих контрольных мероприятий; обеспечить с первых этапов принятия и рассмотрения таких заявлений непосредственное взаимодействие гражданина и контролирующего органа с целью установления личности гражданина и предупреждения его об ответственности; исключить возможные злоупотребления, связанные с необоснованными обращениями, содержащими заведомо ложные сведения, и уклонением от ответственности за предоставление таких сведений.