Конституционный Суд РФ разъяснил правила одиночного пикетирования

Конституционный Суд РФ разъяснил правила одиночного пикетирования
Дата новости: 
понедельник, 17 мая 2021

17 мая 2021 года Конституционный Суд РФ вынес постановление № 19-П «По по делу о проверке конституционности части 11 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки И.А. Никифоровой».

В феврале 2020 года Ирина Никифорова через социальные сети организовала протест против строительства мусоросжигательного завода в Казани. Состоялась серия одиночных пикетов у здания правительства Республики Татарстан. В день проводился только один пикет, и длился он не более часа. Тем не менее, Никифорову привлекли к административной ответственности как организатора несогласованного публичного мероприятия. Доказать в судах, что такие пикеты не нарушают общественного порядка и не требуют предварительного уведомления, она не смогла. 

По мнению Конституционного Суда РФ при принятии решений, предусмотренных частью 1 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», суды не вправе ограничиваться установлением того, что совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, на самом деле была объединена единым замыслом и общей организацией. Указанные факты, особенно в контексте привлечения организатора и участников таких актов пикетирования к административной ответственности на основании части 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, не могут рассматриваться как исчерпывающие признаки проведения одного (коллективного) публичного мероприятия, требовавшего предварительного уведомления уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления.

Наличие у нескольких одиночных пикетов единого замысла и общей организации само по себе не может служить достаточным доказательством того, что они являются завуалированной (скрытой) формой проведения единого публичного мероприятия. Иначе часть 1 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязывала бы суды при их выявлении всякий раз объявлять (признавать) совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, единым публичным мероприятием, что, в свою очередь, неминуемо влекло бы постановку вопроса о привлечении организаторов и участников этих пикетов к юридической, в том числе административной, ответственности.

Иными словами, рассматривая вопрос о том, является ли совокупность одиночных пикетов одним публичным мероприятием, суд должен установить не только наличие у них единого замысла и общей организации, но и одновременность проведения таких пикетов. Если одиночные пикеты проводятся в течение нескольких дней с участием в них не более одного гражданина в день, признание указанных акций одним публичным мероприятием и привлечение к административной ответственности за их проведение без предварительного уведомления не отвечают принципам необходимости, соразмерности и пропорциональности ограничения права на свободу мирных собраний.

Несмотря на то, что оспариваемые нормы, по мнению Конституционного Суда, сами по себе не предполагают такого применения, которое имело место в деле заявительницы, их истолкование, позволившее квалифицировать совокупность организованного пикетирования в качестве одного публичного мероприятия и привлечь организатора к административной ответственности по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, признано не соответствующим Конституции.

 

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 2021 года № 19-П.