Конституционный Суд РФ разъяснил особенности опубликования муниципальных правовых актов

Конституционный Суд РФ разъяснил особенности опубликования муниципальных правовых актов
Дата новости: 
четверг, 27 мая 2021

27 мая Конституционный Суд РФ вынес постановление № 23-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 части 1 статьи 44, частей 1 и 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Ю.Г. Ефремова».

Бывший замглавы администрации районного Совета о порядке перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим. В результате внесенных изменений  размер его пенсии за выслугу лет значительно снизился. Заявитель указывал, что решение не было опубликовано в районной газете, как это предусмотрено уставом муниципального образования. Суды, в свою очередь, установили, что по уставу муниципального образования его решение было обнародовано на стенде в читальном зале центральной районной библиотеки, а также на официальном сайте администрации района. Неопубликование акта в районной газете было обусловлено ограниченными бюджетными возможностями муниципального образования. 

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения позволяют органам местного самоуправления не публиковать официально для всеобщего сведения муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а потому не соответствуют статье 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 марта 2012 года № 8-П отметил, что включение «Официального интернет-портала правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в перечень официальных изданий, в которых может состояться официальная публикация закона, обусловлено объективным изменением структуры информационного пространства в современных условиях и позволяет осуществлять функцию всеобщего оповещения о принятии тех или иных нормативных правовых актов и ознакомления с ними с использованием новых информационных технологий. Федеральному законодателю указано на необходимость установить в кратчайшие сроки порядок официального опубликования временно применяемых международных договоров России в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и с учетом данного Постановления, в том числе посредством использования для официального опубликования таких договоров наряду с традиционными и иных возможностей современного информационного пространства.

Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации может быть экстраполирована и на опубликование муниципальных правовых актов в том смысле, что не будет отступлением от требований Конституции Российской Федерации признание условием, опосредующим вступление муниципальных нормативных правовых актов в силу, не только их опубликования в официальном периодическом печатном издании, но и их опубликования (размещения) исключительно в официальном сетевом издании, если его использование в этих целях обеспечивает оповещение жителей муниципального образования о принятии таких актов и ознакомление с ними. В качестве официального сетевого издания может использоваться официальный сайт муниципального образования в сети Интернет с учетом, однако, того, что действующее регулирование связывает получение статуса сетевого издания с регистрацией сайта в качестве средства массовой информации.

При это Конституционный Суд РФ сделал две важные оговорки:

- должно быть соответвующее решение федерального законодателя;

- должна быть обеспечена доступность интернета.

Последнее особенно важно в контексте обеспечения возможность ознакомления с текстом муниципального правового акта гражданами.

Конституционный Суд Российской Федерации рекомендует федеральному законодателю в кратчайшие сроки урегулировать вопросы использования для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, возможностей современного информационного пространства, в том числе с учетом ранее принятых законодательных решений (например, упомянутые положения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», часть 1 статьи 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»). В частности, федеральный законодатель не лишен возможности решить вопрос об упрощенном механизме признания за официальными сайтами органов публичной власти статуса официального сетевого издания для целей официального опубликования муниципальных правовых актов (включая официальное опубликование на сайте муниципального района или городского округа, в котором находится городское или сельское поселение либо внутригородской район, чьи органы издали соответствующий акт, или на сайте субъекта Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации также считает нужным обратить внимание на то, что – в силу принципа единства публичной власти, деятельность которой определяют права и свободы человека и гражданина (статья 18; статья 80, часть 2; статья 132, часть 3, Конституции Российской Федерации), – нахождение вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка (статья 72, пункт «б» части 1, Конституции Российской Федерации) в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предполагает необходимость для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти 14 субъектов Российской Федерации оказывать содействие муниципальным образованиям, ресурсы которых ограничены, в обеспечении официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с требованиями статьи 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и пункта 6 части 1 статьи 44, частей 1 и 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в их истолковании, данном в настоящем Постановлении.

Органы местного самоуправления обязаны не позднее чем через два года с момента вступления в силу настоящего Постановления внести изменения в уставы муниципальных образований, сообразуясь с правовыми позициями, выраженными в настоящем Постановлении, и обеспечить официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов впредь в соответствии с ними.

Нормы пункта 6 части 1 статьи 44, части 1 и 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.

 

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2021 года № 23-П.