Конституционный Суд РФ разъяснил для чего предназначены публичные слушания

Конституционный Суд РФ разъяснил для чего предназначены публичные слушания
Дата новости: 
пятница, 26 февраля 2021

26 февраля 2021 года Конституционный Суд РФ принял определение № 7-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Квасова Константина Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 931-О-О).

Оспариваемая заявителем часть 4 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает принятие муниципального правового акта, в котором определяется порядок организации и проведения публичных слушаний, а также закрепляет требования к содержанию такого акта, предоставляя органам местного самоуправления определенную дискрецию при регулировании процедуры установления результатов публичных слушаний.

Отсутствие в данном законоположении императивного требования о необходимости проведения в ходе публичных слушаний по проекту муниципального правового акта голосования участников публичных слушаний по высказанным одним из участников публичных слушаний замечаниям и предложениям с учетом того, что целью таких публичных слушаний является получение общественной оценки проекта муниципального правового акта, а не высказанных конкретным участником публичных слушаний замечаний и предложений по нему, не противоречит предназначению публичных слушаний и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права граждан, в том числе заявителя.

Жалоба заявителя признана недопустимой, отказано в принятии жалобы к рассмотрению.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 26 марта 2021 года.