Конституционный Суд РФ рассмотрел особенности публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности

Конституционный Суд РФ рассмотрел особенности публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности
Дата новости: 
вторник, 31 октября 2023

Вынесено Определение Конституционного Суда РФ от 31 октября 2023 года № 3007-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Долбаковой Валентины Сергеевны, Корниловой Елены Валентиновны и Чураковой Нины Борисовны на нарушение их конституционных прав статьями 5.1, 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (Постановление от 28 марта 2017 года N 10-П; определения от 25 февраля 2016 года N 242-О, от 30 июня 2020 года N 1629-О, от 9 июня 2022 года N 1454-О и др.).

С учетом этих конституционно значимых целей действующее регулирование определяет, что проекты планировки территорий, являющиеся согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации одним из условий принятия решения об изъятии земельного участка для публичных (в том числе муниципальных) нужд, до их утверждения подлежат в соответствии с Градостроительным кодексом РФ обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 данного Кодекса, в порядке, установленном его статьей 5.1, и по правилам, предусмотренным частями 11 и 12 его статьи 46 (часть 13.1 статьи 45). При этом решение об утверждении или отклонении документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления с учетом протокола и заключения о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Раскрывая конституционный смысл института публичных слушаний, Конституционный Суд РФ указал, что они, хотя и призваны обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее публичные слушания предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта (определения от 15 июля 2010 года N 931-О-О, от 22 марта 2011 года N 381-О-О и от 26 февраля 2021 года N 211-О).

 

Определение Конституционного Суда РФ от 31 октября 2023 года № 3007-О