Конституционный Суд РФ проанализировал особенности оплаты за потребляемую тепловую энергию

Конституционный Суд РФ проанализировал особенности оплаты за потребляемую тепловую энергию
Дата новости: 
понедельник, 31 мая 2021

31 мая Конституционный Суд РФ вынес постановление № 24-П «По делу о проверке конституционности частей 1 и 11 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.П. Задубровской».

Заявитель - собственник жилого помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, через индивидуальный тепловой пункт. Дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, большинство отдельных помещений в нем – индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Суды, установив наличие в многоквартирном доме индивидуального теплового пункта, сочли правомерным взимание с заявительницы платы за эту услугу в размере, рассчитанном исходя из общей площади жилого помещения, а не на основе показаний индивидуального прибора учета.

Действующее нормативное регулирование связывает порядок определения размера платы за отопление с наличием либо отсутствием в доме централизованной системы теплоснабжения. Вместе с тем это понятие нормативно не установлено, что создает правовую неопределенность в части расчета платы для  многоквартирного дома с ИТП. В этом случае непринятие показаний индивидуальных счетчиков  фактически поощряет недобросовестное поведение потребителей услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на соседей (в том числе экономно ее расходующих).

Конституционный Суд РФ констатировал, что абзац третий пункта 40, абзацы первый и четвертый пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них положения в системе действующего правового регулирования при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению не предусматривают возможности учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме – через индивидуальный тепловой пункт – многоквартирном доме, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором большая часть помещений оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Правительству Российской Федерации надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме – через индивидуальный тепловой пункт – многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2021 года № 24-П.