КС РФ рассмотрел вопрос о субсидиарной ответственности бюджетного учреждения

КС РФ рассмотрел вопрос о субсидиарной ответственности бюджетного учреждения
Дата новости: 
четверг, 21 мая 2020

12 мая 2020 года вынесено Постановление Конституционного Суда РФ от № 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго".

В Суд обратилось ООО "Лысьва-теплоэнерго", 1 февраля 2014 года заключившее, будучи теплоснабжающей организацией, договор теплоснабжения с потребителем, которым выступил "Лысьвенский сельский водоканал" - муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования "Лысьвенский городской округ". В соответствии с договором теплоснабжающая организация обязалась поставить потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а потребитель - оплатить ее. На основании постановления, вынесенного 13 апреля 2017 года администрацией города Лысьвы - учредителем муниципального бюджетного учреждения "Лысьвенский сельский водоканал", оно ликвидировано. Полагая, что муниципальное образование "Лысьвенский городской округ" в лице администрации города Лысьвы несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, ООО "Лысьва-теплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованием о взыскании присужденной ему денежной суммы за счет муниципальной казны.

По мнению Конституционного суда РФ при отсутствии юридической возможности снять ограничения в отношении возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества бюджетного учреждения, в том числе муниципального (включая случаи недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств для исполнения своих обязательств из публичного договора теплоснабжения при его ликвидации), подобное правовое регулирование способно повлечь нарушение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав стороны, заключившей и исполнившей публичный договор и не получившей встречного предоставления.

Пункт 5 статьи 123.22 ГК Российской Федерации не соответствует статьям 2, 8, 17 (часть 3), 19 (часть 1) и 35 (части 1 - 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 34 и 55 (часть 3), поскольку в системе действующего правового регулирования исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения). Федеральному законодателю предписано внести в действующее правовое регулирование надлежащие изменения, вытекающие из данного Постановления.

 

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 2020 года № 23-П