Приглашаю разместить мой логотип на Вашем сайте
Если логотип не отображается, его можно скачать
Требования прокурора о строительстве дороги по территории СНТ не основаны на законе.
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 мая 2019 года по делу № 2-1018/2019 (2-5755/2018;)~М-5603/2018.
Именем Российской Федерации
г. Пермь 17 мая 2019 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,
с участием представителя истца – старшего помощник прокурора Свердловского района г. Перми Позняк А.В., действующего на основании служебного удостоверения,
представителя ответчика Якуниной А.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Перми к Муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации г. Перми о возложении обязанности на муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации г. Перми обеспечить проезд к жилым домам путем строительства автомобильной дороги,
установил:
прокурор Свердловского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации г. Перми, в котором просит возложить обязанность на Муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации г. Перми в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить проезд к жилым домам по ул. Восточный обход 26б в п. Голый Мыс г. Перми путем строительства автомобильной дороги. В обоснование требований указал, что прокуратурой Свердловского района г. Перми по обращению ФИО5 проведена проверка, в ходе которой установлено нарушение законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. Данные нарушения выразились в том, что на территории СНТ «Нива» на основании разрешения на строительство, выданного Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми 11.11.2016, ФИО5 построен и введен в эксплуатацию жилой дом по адресу: <Адрес> обход 26б, уч. 138. Кроме данного дома, на территории СНТ «<данные изъяты>» зарегистрированы права ещё на 5 жилых домов. Согласно сведениям публичного портала ИСОГД г. Перми территория СНТ «<данные изъяты>» находится в зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4). В соответствии с решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 №205, данная территория относится к территориям неблагоустроенной малоэтажной жилой застройки, т.е. к территориям, застроенным индивидуальными жилыми домами, не обеспеченными централизованными системами водоснабжения и водоотведения, элементами благоустройства (отсутствует уличное освещение, твердое покрытие улично-дорожной сети). В то же время органами местного самоуправления проезд к данному микрорайону не обеспечивается. Существующий проезд от ул. Клубной до СНТ «<данные изъяты>» проходит по земельному участку, находящемуся в федеральной собственности, земельные участки переданы в постоянное бессрочное пользование ФГБОУ «Пермский государственный аграрно-технологический университет академика Д.Н. Прянишникова», проезд не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Перми, утв. постановлением администрации г. Перми от 02.06.2009 №298. Управлением внешнего благоустройства администрации г. Перми вопрос о включении в муниципальную собственность проезда от ул. Клубной до СНТ «Нива» по обращению администрации района отклонен на том основании, чтоадминистрация города должна содержать территорию общего пользования в границах красных линий, а на земельном участке данного проезда красные линии отсутствуют. На основании положений ст.ст. 3, 5, ч. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 6 ст. 3, ст. 15, п. 1 ст. 3, п. 6 ст. 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», подп. 5 п. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава города Перми, бездействиеадминистрации нарушает права граждан на безопасность жизни и здоровья, поскольку администрацией не обеспечивается безопасный проезд к жилым домам, находящимся в СНТ «<данные изъяты>». В период межсезонья, а также в зимний период преодолеть расстояние 2 000,00 м. от ул. Клубной до СНТ «<данные изъяты>» в отсутствие автомобильной дороги представляет сложности, в том числе для автомобилей экстренных служб.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения требований по доводам письменных и дополнительных письменных возражений, указав, что вокруг СНТ «<данные изъяты>» земли находятся в федеральной собственности, проезд к СНТ «Нива» имеется, данный проезд организован не на землях, находящихся в муниципальной собственности. Организация проезда к СНТ «<данные изъяты>» не направлена на защиту прав неопределенного круга лиц, действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления организовывать проезд к жилым домам, эта обязанность лежит на застройщике. Заявленный в иске срок для исполнения решения суда не является разумным, поскольку реализация всех полномочий органами местного самоуправления осуществляется в порядке конкурсных процедур.
В судебном заседании допрошен свидетель ФИО5, который пояснил, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Восточный обход 26б-уч. 138 в СНТ «<данные изъяты>». Проезд, существующий от ул. Клубной до СНТ «<данные изъяты>» фактически находится на землях, которые ранее находились в пользовании Сельхозакадемии, данным учебным учреждением этот проезд был предоставлен в пользование землепользователям СНТ «<данные изъяты>» ещё 80-90 г.г. В настоящее время проезд обслуживается двумя садоводческими товариществами СНТ «<данные изъяты>» и СНТ «<данные изъяты>», находится на полях сельхозакадемии. В СНТ «<данные изъяты>» порядка 10 жилых домов, в которых проживают круглый год граждане. Проезд находится в неудовлетворительном состоянии, в период распутицы машины скорой медицинской помощи проехать не могут, приходится ездить за врачом до мест общего пользования на ул. Клубную и везти врача к дому в СНТ «<данные изъяты>».
Выслушав представителя истца и ответчика, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.
Как установлено в судебном заседании, по адресу ул. Восточный обход, 26б располагается СНТ «<данные изъяты>», включающее в себя как земельные участки с жилыми домами, так и без, что не оспаривается сторонами в судебном заседании.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, представленной суду ответчиком вокруг СНТ «<данные изъяты>», а также на месте проезда от ул. Клубной до СНТ «<данные изъяты>», земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, доказательств иного истцом суду не представлено.
Фактически от ул. Клубной до СНТ «<данные изъяты>» имеется организованный проезд, шириной проезжей части 4,5 м, обустроенный асфальтобетонными плитами и гравийным материалом, в подтверждение чего ответчиком представлен акт от 25.03.2019 и фотоматериалы. Кроме того в материалах дела имеется акт государственного инспектора отделения дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Перми от 29.10.2018 с фотоматериалами, подтверждающие указанные обстоятельства (л.д. 25-31).
Наличие проезда также не оспаривалось в судебном заседании представителем истца, подтверждено свидетелем.
Также, исходя из показаний свидетеля, сведений публичной кадастровой карты, установлено, что имеющийся проезд находится на землях, находящихся в собственности Российской Федерации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, разрешению на строительство ФИО7 принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Восточный обход, 26б, уч. 138, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками, хозяйственные постройки, площадь 820 кв.м., на котором разрешено строительство индивидуального жилого дома (л.д. 9-11).
Управлением внешнего благоустройства администрации г. Перми на обращение ФИО5 дан ответ от 26.12.2017, что проезд от ул. Клубной к СНТ «<данные изъяты>» дорогой общего пользования местного значения не является ввиду ограниченного его использования. Указанный участок дороги является подъездом к частным объектам садового некоммерческого товарищества и предназначен для использования членами СНТ «<данные изъяты>». На основании п. 4 ст. 5 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный проезд относится к дорогам не общего пользования. Данная дорога не используется для муниципальных нужд, в связи с чем выполнение работ по содержанию в рамках муниципального контракта не представляется возможным (л.д. 19).
Управлением внешнего благоустройства администрации г. Перми на обращение ФИО5 дан ответ от 13.02.2018 о том, что администрацияг. Перми обязана организовывать мероприятия по содержанию территории общего пользования, в границах красных линий, к которым имеется свободный доступ и ими пользуется неограниченный круг лиц. В соответствии с информационной системой обеспечения градостроительной деятельности красные линии, определяющие границы территории общего пользования, на дороге от ул. Клубной до СНТ «<данные изъяты>» не установлены, проект планировки отсутствует. В связи с чем не представляется возможным выполнение работ по содержанию проезда за счет средств бюджета г. Перми (л.д. 21-22).
13.02.2018 Управлением внешнего благоустройства администрации г. Перми в адрес первого заместителя главы администрацииСвердловского района г. Перми направлено Заключение о нецелесообразности приема в муниципальную собственность проезда от ул. Клубной до СНТ «<данные изъяты>», поскольку отсутствуют красные линии, определяющие границы территории общего пользования на дороге от ул. Клубной до СНТ «<данные изъяты>», отсутствует проект планировки территории (л.д. 15).
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с положениями ст. 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (п.5); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6).
Согласно положениям ст. 14 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
На основании ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 34 вышеприведенного Закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
Согласно п.п. 4, 6 ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ в целях оказания государственной и муниципальной поддержки садоводства и огородничества органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе:
организовывать в границах территории садоводства или огородничества снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, снабжение топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
по заявлению товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, безвозмездно приобретать в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность такое имущество общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в случае, если такое имущество в соответствии с федеральным законом может находиться в государственной или муниципальной собственности.
На основании анализа норм законодательства регулирующего вопросы дорожной деятельности в Российской Федерации, суд приходит к выводу, что действующим законодательством не возложена обязанность органов местного самоуправления осуществлять строительство автомобильных дорог к частным индивидуальным жилым домам. Как следует из материалов дела, не оспаривалось сторонами в судебном заседании, фактически проезд к СНТ «Нива» существует, организован на земельном участке, находящимся в собственности Российской Федерации. При этом действующее законодательство не предусматривает безосновательного вторжения в организацию деятельности органов местного самоуправления в части разрешения вопросов местного значения, а также в распоряжение средствами местного бюджета.
Доказательств того, что имеющийся проезд отнесен к дрогам общего пользования местного значения, включен в соответствующий реестр автомобильных дорог в материалы дела не представлено.
Требования прокурора о возложении обязанности на муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации г. Перми обустроить проезд к частным жилым домам, расположенными в СНТ «<данные изъяты>» путем строительства автомобильной дороги не основаны на действующем законодательстве, положения которого приведены в решении выше.
Кроме того, ответчиком в материалы дела представлены сведения о том, что в месте нахождения проезда установлена зона использования земельных участков как зона рекреационного значения, в которой не допускается использование земельных участков для строительства дорог (сведения публичной кадастровой карты).
Фактически в месте расположения СНТ «<данные изъяты>», в том числе наличие на его территории частных жилых домов, свидетельствует о том, что требования заявлены в пользу реализации прав собственников земельных участков, расположенных в СНТ «<данные изъяты>», что не свидетельствует о защите прав неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Свердловского района г. Перми к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проезд к жилым домам по ул. Восточный обход 26б в п. Голый Мыс путем строительства автомобильной дороги – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина