Приглашаю разместить мой логотип на Вашем сайте
Если логотип не отображается, его можно скачать
Местная администрация как владелец автомобильной дороги местного значения вправе требовать от ОАО «РЖД» соблюдения установленных требований по содержанию железнодорожного переезда и оборудованию его необходимыми устройствами
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.09.2018 по делу №А27-13907/2018
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово
Дело № А27-13907/2018
11 сентября 2018 года
Резолютивная часть объявлена 04 сентября 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2018 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Плискиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ПобединскойМ.С., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область (ОГРН 1024201308691, ИНН 4212013200)
к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», г. Москва (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
третье лицо: Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ленинск-Кузнецкий» (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Ленинск-Кузнецкого и Полысаевского городских округов), г. Ленинск-Кузнецкий (ОГРН 1114212000055, ИНН 4212031760
об обязании принять на содержание и обслуживание железнодорожный переезд
при участии:
от истца: Петров Д.В. – представитель, доверенность №36 от 10.07.2018, паспорт;
от ответчика: Васильева Н.В.– представитель, доверенность №3-Сиб-166/Д от 22.10.2017, паспорт;
от третьего лица: Ерофеев Н.А. – представитель, доверенность от 30.08.2018, служебное удостоверение №044783 от 24.10.2017
установил:
Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа, г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», г. Москва (далее – ОАО «РЖД», ответчик) с исковым заявлением об обязании принять на содержание и обслуживание железнодорожный переезд, расположенный на пересечении ул.Телефонная в 250-ти метрах от дома № 15 «В» в городе Ленинск-Кузнецком и железнодорожном подъездном пути по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, северо-восточная часть территории ст.Ленинск-Кузнецкий-1 (четная горловина), от изолированного стыка светофора М24 до знака «Граница станции» через СП № 300 (требование в редакции утонченного искового заявления, принятого в судебном заседании 21.08.2018).
В настоящем судебном заседании истец поддержал исковые требования, дополнительно просит обязать ответчика установить на железнодорожном переезде устройства, предназначенные для обеспечения безопасности дорожного движения.
Иск подан Администрацией как органом местного самоуправления и владельцем автомобильной дороги общего пользования и мотивирован отказом ОАО «РЖД» содержать железнодорожный переезд, несоблюдением требований Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2015 № 237 в части оборудования железнодорожного переезда устройствами, предназначенными для безопасности дорожного движения. Иск предъявлен по месту нахождения спорного железнодорожного переезда (часть 1 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Возражая против удовлетворения иска, ОАО «РЖД» сослалось на отсутствие у истца полномочий обращаться в арбитражный суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц; истец не представил доказательств создания железнодорожного переезда как объекта недвижимого имущества и доказательств его принадлежности ОАО «РЖД»; истец не представил доказательств открытия автомобильной дороги с разрешения ОАО «РЖД», доказательств наличия реальной угрозы нарушения права собственности истца (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).
Третье лицо Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ленинск-Кузнецкий» (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Ленинск-Кузнецкого и Полысаевского городских округов) (далее – Отдел МВД) поддержало исковые требования, указав на то, что железнодорожный переезд не является самостоятельным объектом недвижимости, на который в соответствии с градостроительным законодательством необходимо получить разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию, а является частью железнодорожного пути необщего пользования. ОАО «РЖД» как владелец железнодорожного пути необщего пользования обязано содержать и обслуживать данный железнодорожный переезд в той мере, которая обеспечивала бы безопасное движение как железнодорожного транспорта, так и автомобильного транспорта и при этом самостоятельно определять необходимые для этого меры. В настоящее время на спорном железнодорожном переезде имеются следующие нарушения нормативных правовых актов: 1) пункта 46 Приказа Минтранса России от 31.07.2015 № 237 «Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов» - отсутствует искусственное освещение при наличии вблизи линий электроснабжения; 2) направляющие устройства (сигнальные столбики) установлены с нарушением пункта 8.2.2 «ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», пункта 22 Приказа Минтранса России от 31.07.2015 № 237. В связи с ненадлежащим содержанием железнодорожного переезда, ОАО «РЖД» подвергнуто административному штрафу постановлением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 19.01.2018 по делу № 5-1/2018, оставленному без изменения решением Кемеровского областного суда от 12.03.2018.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, судом установлено, что ОАО «РЖД» является собственником железнодорожного пути необщего пользования, протяженностью 2312 м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, северо-восточная часть территории ст. Ленинск-Кузнецкий-1 (четная горловина), от изолированного стыка светофора М24 до знака «Граница станции» через СП № 300, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.03.2010 № 42 АГ 212846.
По адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Телефонная в 250-ти метрах от дома № 15 «В» железнодорожный путь пересекает автомобильная дорога общего пользования местного значения, включенная в качестве таковой в перечень автомобильных дорог за №42-419 ОП МГ 168 Постановлением Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 08.11.2013 № 1776.
Согласно техническому паспорту на железнодорожный путь необщего пользования, железнодорожный путь введен в эксплуатацию в 1984 году.
Из выкопировки из плана г. Ленинск-Кузнецкого, подготовленной с использованием картографического материала – стереотопографической съемки 1980 года с обновлением в 1986 году ВПО Ижгеодезия, усматривается пересечение железнодорожного пути автомобильной дорогой ул.Телефонная.
Постановлением Ленинск-Кузнецкого городского суда от 19.01.2018 по делу № 5-1/2018 ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) в виде штрафа в размере 200 000 руб..
Отказ ОАО «РЖД» содержать железнодорожный переезд в соответствии с установленными требованиями (в письме № 375 от 15.06.2018 ОАО «РЖД» в лице Беловской дистанции пути предложило Администрации привести железнодорожный переезд в технически исправное состояние с указанием на его закрытие для движения автотранспортных средств при несоблюдении требований) послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку железнодорожные пути необщего пользования входят в состав железнодорожного транспорта, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закона № 17-ФЗ).
Статья 16 Закона № 17-ФЗ устанавливает основные требования к железнодорожным путям необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования, в том числе определяет, что владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.
В силу части 2 статьи 20 Закона № 17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, железнодорожный переезд - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
Порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 21 Закона № 17-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона № 257-ФЗ), устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее - железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте (часть 2 статьи 21 Закона № 257-ФЗ).
Владельцы автомобильных дорог вправе требовать от владельцев железнодорожных путей установки на железнодорожных переездах устройств, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения, а также обязаны принимать по требованию владельцев железнодорожных путей меры в случаях, если дорожные сооружения угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта (часть 3 статьи 21 Закона № 257-ФЗ).
Обязанность ОАО «РЖД» как владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта содержать железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование в исправном техническом состоянии предусмотрена также пунктом 16 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, принимать меры к обеспечению безопасности движения путем оборудования железнодорожных переездов устройствами переездной сигнализации – пунктами 53, 57, 79 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2015 № 237.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о наличии у ОАО «РЖД» обязанности по содержанию железнодорожного переезда как составной части железнодорожного пути необщего пользования, и в частности, в целях обеспечения безопасности движения - обязанности по его оборудованию устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения в соответствии с установленными требованиями.
Суд также учитывает, что в постановлении Ленинск-Кузнецкого городского суда от 19.01.2018 по делу № 5-1/2018 установлено нарушение ОАО «РЖД» правил содержания железнодорожного переезда в безопасном для дорожного движения состоянии.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно части 7 статьи 3 Закона № 257-ФЗ, владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основываясь на части 3 статьи 21 Закона № 257-ФЗ, Администрация как владелец автомобильной дороги местного значения вправе требовать от ОАО «РЖД» соблюдения установленных требований по содержанию железнодорожного переезда и оборудованию его необходимыми устройствами.
Ввиду того, что железнодорожный переезд в настоящее время существует и подлежит приведению в состояние, обеспечивающее безопасность движения железнодорожного и автомобильного транспорта, доводы ОАО «РЖД» о самовольном его возникновении, без согласия ОАО «РЖД», несоблюдении процедуры согласования открытия переезда в установленном порядке, отсутствии у него определенной категории, не имеют правового значения.
Исковые требования признаны судом обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, на основании частей 1, 3 статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167–170, 174, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» содержать железнодорожный переезд, расположенный на пересечении ул.Телефонная в 250-ти метрах от дома № 15 «В» в городе Ленинск-Кузнецком и железнодорожном подъездном пути по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, северо-восточная часть территории ст. Ленинск-Кузнецкий-1 (четная горловина), от изолированного стыка светофора М24 до знака «Граница станции» через СП № 300, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными Приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденными Приказом Минтранса России от 31.07.2015 № 237, иными нормативными правовыми актами, в том числе установить на железнодорожном переезде устройства, предназначенные для обеспечения безопасности дорожного движения.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 6 000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья
Е.А. Плискина