Местная администрация как владелец автомобильной дороги местного значения вправе требовать от ОАО «РЖД» соблюдения установленных требований по содержанию железнодорожного переезда и оборудованию его необходимыми устройствами

Местная администрация как владелец автомобильной дороги местного значения вправе требовать от ОАО «РЖД» соблюдения установленных требований по содержанию железнодорожного переезда и оборудованию его необходимыми устройствами

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.09.2018 по делу №А27-13907/2018

Дата вынесения судебного решения: 
вторник, 11 сентября 2018
Текст судебного решения: 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

 

город Кемерово

Дело № А27-13907/2018

11 сентября 2018 года

Резолютивная часть объявлена 04 сентября 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2018 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Плискиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ПобединскойМ.С., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область (ОГРН 1024201308691, ИНН 4212013200)

к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», г. Москва (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)

третье лицо: Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ленинск-Кузнецкий» (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Ленинск-Кузнецкого и Полысаевского городских округов), г. Ленинск-Кузнецкий (ОГРН 1114212000055, ИНН 4212031760

об обязании принять на содержание и обслуживание железнодорожный переезд

при участии:

от истца: Петров Д.В. – представитель, доверенность №36 от 10.07.2018, паспорт;

от ответчика: Васильева Н.В.– представитель, доверенность №3-Сиб-166/Д от 22.10.2017, паспорт;

от третьего лица: Ерофеев Н.А. – представитель, доверенность от 30.08.2018, служебное удостоверение №044783 от 24.10.2017

установил:

Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа, г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», г. Москва (далее – ОАО «РЖД», ответчик) с исковым заявлением об обязании принять на содержание и обслуживание железнодорожный переезд, расположенный на пересечении ул.Телефонная в 250-ти метрах от дома № 15 «В» в городе Ленинск-Кузнецком и железнодорожном подъездном пути по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, северо-восточная часть территории ст.Ленинск-Кузнецкий-1 (четная горловина), от изолированного стыка светофора М24 до знака «Граница станции» через СП № 300 (требование в редакции утонченного искового заявления, принятого в судебном заседании 21.08.2018).

В настоящем судебном заседании истец поддержал исковые требования, дополнительно просит обязать ответчика установить на железнодорожном переезде устройства, предназначенные для обеспечения безопасности дорожного движения.

Иск подан Администрацией как органом местного самоуправления и владельцем автомобильной дороги общего пользования и мотивирован отказом ОАО «РЖД» содержать железнодорожный переезд, несоблюдением требований Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2015 № 237 в части оборудования железнодорожного переезда устройствами, предназначенными для безопасности дорожного движения. Иск предъявлен по месту нахождения спорного железнодорожного переезда (часть 1 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).

Возражая против удовлетворения иска, ОАО «РЖД» сослалось на отсутствие у истца полномочий обращаться в арбитражный суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц; истец не представил доказательств создания железнодорожного переезда как объекта недвижимого имущества и доказательств его принадлежности ОАО «РЖД»; истец не представил доказательств открытия автомобильной дороги с разрешения ОАО «РЖД», доказательств наличия реальной угрозы нарушения права собственности истца (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).

Третье лицо Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ленинск-Кузнецкий» (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Ленинск-Кузнецкого и Полысаевского городских округов) (далее – Отдел МВД) поддержало исковые требования, указав на то, что железнодорожный переезд не является самостоятельным объектом недвижимости, на который в соответствии с градостроительным законодательством необходимо получить разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию, а является частью железнодорожного пути необщего пользования. ОАО «РЖД» как владелец железнодорожного пути необщего пользования обязано содержать и обслуживать данный железнодорожный переезд в той мере, которая обеспечивала бы безопасное движение как железнодорожного транспорта, так и автомобильного транспорта и при этом самостоятельно определять необходимые для этого меры. В настоящее время на спорном железнодорожном переезде имеются следующие нарушения нормативных правовых актов: 1) пункта 46 Приказа Минтранса России от 31.07.2015 № 237 «Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов» - отсутствует искусственное освещение при наличии вблизи линий электроснабжения; 2) направляющие устройства (сигнальные столбики) установлены с нарушением пункта 8.2.2 «ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», пункта 22 Приказа Минтранса России от 31.07.2015 № 237. В связи с ненадлежащим содержанием железнодорожного переезда, ОАО «РЖД» подвергнуто административному штрафу постановлением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 19.01.2018 по делу № 5-1/2018, оставленному без изменения решением Кемеровского областного суда от 12.03.2018.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, судом установлено, что ОАО «РЖД» является собственником железнодорожного пути необщего пользования, протяженностью 2312 м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, северо-восточная часть территории ст. Ленинск-Кузнецкий-1 (четная горловина), от изолированного стыка светофора М24 до знака «Граница станции» через СП № 300, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.03.2010 № 42 АГ 212846.

По адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Телефонная в 250-ти метрах от дома № 15 «В» железнодорожный путь пересекает автомобильная дорога общего пользования местного значения, включенная в качестве таковой в перечень автомобильных дорог за №42-419 ОП МГ 168 Постановлением Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 08.11.2013 № 1776.

Согласно техническому паспорту на железнодорожный путь необщего пользования, железнодорожный путь введен в эксплуатацию в 1984 году.

Из выкопировки из плана г. Ленинск-Кузнецкого, подготовленной с использованием картографического материала – стереотопографической съемки 1980 года с обновлением в 1986 году ВПО Ижгеодезия, усматривается пересечение железнодорожного пути автомобильной дорогой ул.Телефонная.

Постановлением Ленинск-Кузнецкого городского суда от 19.01.2018 по делу № 5-1/2018 ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) в виде штрафа в размере 200 000 руб..

Отказ ОАО «РЖД» содержать железнодорожный переезд в соответствии с установленными требованиями (в письме № 375 от 15.06.2018 ОАО «РЖД» в лице Беловской дистанции пути предложило Администрации привести железнодорожный переезд в технически исправное состояние с указанием на его закрытие для движения автотранспортных средств при несоблюдении требований) послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Поскольку железнодорожные пути необщего пользования входят в состав железнодорожного транспорта, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закона № 17-ФЗ).

Статья 16 Закона № 17-ФЗ устанавливает основные требования к железнодорожным путям необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования, в том числе определяет, что владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.

В силу части 2 статьи 20 Закона № 17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, железнодорожный переезд - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 21 Закона № 17-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона № 257-ФЗ), устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее - железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте (часть 2 статьи 21 Закона № 257-ФЗ).

Владельцы автомобильных дорог вправе требовать от владельцев железнодорожных путей установки на железнодорожных переездах устройств, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения, а также обязаны принимать по требованию владельцев железнодорожных путей меры в случаях, если дорожные сооружения угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта (часть 3 статьи 21 Закона № 257-ФЗ).

Обязанность ОАО «РЖД» как владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта содержать железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование в исправном техническом состоянии предусмотрена также пунктом 16 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, принимать меры к обеспечению безопасности движения путем оборудования железнодорожных переездов устройствами переездной сигнализации – пунктами 53, 57, 79 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2015 № 237.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о наличии у ОАО «РЖД» обязанности по содержанию железнодорожного переезда как составной части железнодорожного пути необщего пользования, и в частности, в целях обеспечения безопасности движения - обязанности по его оборудованию устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения в соответствии с установленными требованиями.

Суд также учитывает, что в постановлении Ленинск-Кузнецкого городского суда от 19.01.2018 по делу № 5-1/2018 установлено нарушение ОАО «РЖД» правил содержания железнодорожного переезда в безопасном для дорожного движения состоянии.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно части 7 статьи 3 Закона № 257-ФЗ, владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основываясь на части 3 статьи 21 Закона № 257-ФЗ, Администрация как владелец автомобильной дороги местного значения вправе требовать от ОАО «РЖД» соблюдения установленных требований по содержанию железнодорожного переезда и оборудованию его необходимыми устройствами.

Ввиду того, что железнодорожный переезд в настоящее время существует и подлежит приведению в состояние, обеспечивающее безопасность движения железнодорожного и автомобильного транспорта, доводы ОАО «РЖД» о самовольном его возникновении, без согласия ОАО «РЖД», несоблюдении процедуры согласования открытия переезда в установленном порядке, отсутствии у него определенной категории, не имеют правового значения.

Исковые требования признаны судом обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, на основании частей 1, 3 статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 174, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» содержать железнодорожный переезд, расположенный на пересечении ул.Телефонная в 250-ти метрах от дома № 15 «В» в городе Ленинск-Кузнецком и железнодорожном подъездном пути по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, северо-восточная часть территории ст. Ленинск-Кузнецкий-1 (четная горловина), от изолированного стыка светофора М24 до знака «Граница станции» через СП № 300, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными Приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденными Приказом Минтранса России от 31.07.2015 № 237, иными нормативными правовыми актами, в том числе установить на железнодорожном переезде устройства, предназначенные для обеспечения безопасности дорожного движения.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 6 000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

 

Судья

Е.А. Плискина