Суд освободил администрацию от исполнительского сбора в связи с полным исполнение судебного решения

Суд освободил администрацию от исполнительского сбора в связи с полным исполнение судебного решения

Решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 01 июня 2023 г. по делу № 2а-281/2023

Дата вынесения судебного решения: 
четверг, 01 июня 2023
Текст судебного решения: 

Административное дело № 2а-281/2023

24RS0015-01-2023-000193-80

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

01 июня 2023 года

с.Ермаковское
Красноярского края

Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Хасаншиной А.Н.,

при секретаре Голевой У.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю Прохорову Александру Викторовичу об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю Прохорову А.В., в котором просит освободить от уплаты исполнительского сбора, назначенного постановлением судебного пристава- исполнителя от 31.03.2023 в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства №№ от 20.01.2023 г. по гражданскому делу №2-346/2022 по исковому заявлению прокурора Ермаковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, путем принятия мер по обеспечению функционирования системы оповещения населения о пожаре и чрезвычайных ситуациях с покрытием сигнала на всю территорию населенного пункта- <адрес>, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что 31.03.2023 в рамках исполнительного производства №№ от 20.01.2023 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю Прохоровым А.В. за неисполнение решения суда от 16.06.2022 г. по гражданскому делу №2-346/2022, которым на администрацию Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края возложена обязанность, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, путем принятия мер по обеспечению функционирования системы оповещения населения о пожаре и чрезвычайных ситуациях с покрытием сигнала на всю территорию населенного пункта- <адрес>, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В ходе исполнения требований исполнительного документа администрация Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края своими силами, в сентябре 2022 года полностью отремонтировала систему оповещения населения о пожаре и чрезвычайных ситуациях (восстановлены электрические контакты, замена розетки). Таким образом, административным истцом исполнен требования исполнительного документа в полном объеме, что подтверждается актом о совершении исполнительских действий от 30.01.2023 г.

В судебном заседании представитель административного истца администрации Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края Шпенева Г.В. требования поддержала по изложенным основаниям, дополнительно пояснила, что судебным приставом исполнителем ОСП по Ермаковскому района 30.01.2023г. установлено, что требования исполнительно документа исполнены. Система оповещения населения о пожаре и чрезвычайных ситуациях с покрытием сигнала на всю территорию населенного пункта- село Салба Ермаковского района Красноярского края, это система издающая характерный громкий звук покрывающий всю територию сельсовета, что бы его услышать и оценить работоспособность и сам факт исполнения решения суда не требуется специальных познаний. Более того, судебный пристав исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю получив акт ОСП по Ермаковскому району и в случае наличия сомнений не был лишен возможности повторно направить поручение в ОСП по Ермаковскому району, однако он при данный указывающих на полное исполнение решение суда вынес постановление о взыскании исполнительного сбора. При наличии акта судебного пристава исполнителя от 30 января 2023 г. указывающего о полном исполнении решения суда, судебный пристав исполнитель вынес требование об исполнении решения суда в срок до 31 марта 2023 г., которое получено сельсоветом 27 марта 2023г., то есть не разумный срок. Тот факт, что решение суда и требования исполнительного документа исполнены дополнительно подтверждаются повторным актом ОСП по Ермаковскому району от 07 апреля 2023г.

Административный ответчик судебный пристав- исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю Прохоров А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц, МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю, ОСП по Ермаковскому району по Красноярскому краю ГУФССП по Красноярскому краю, прокуратуры Ермаковского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

По общему правилу части 1 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве"), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

По своей правовой природе исполнительский сбор относится к исполнительным действиям, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований (пункт 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с часть 1 статьи 105 ФЗ "Об исполнительном производств" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1); исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Частью 6 названной статьи предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Из материалов дела следует, что решением Ермаковского районного суда Красноярского края от 16 июня 2022 года, вступившим в законную силу 27 августа 2022 года, на администрацию Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края возложена обязанность, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, путем принятия мер по обеспечению функционирования системы оповещения населения о пожаре и чрезвычайных ситуациях с покрытием сигнала на всю территорию населенного пункта- <адрес> /л.д.18-20/.

На основании исполнительного листа № №№, выданного Ермаковским районным судом Красноярского края на основании решения от 16.06.2022 года, судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю Прохоровым А.В. 20 января 2023 года в отношении администрации Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края возбуждено исполнительное производство №№ /л.д. 8-9/.

Пунктом 2 указанного постановления должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения данного постановления.

Судебным приставом-исполнителем ОСП по Ермаковскому району ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО7 осуществлен выход на место должника: <адрес>, в результате которого установлено, что администрация Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края устранила нарушения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, путем принятия мер по обеспечению функционирования системы оповещения населения о пожаре и чрезвычайных ситуациях с покрытием сигнала на всю территорию населенного пункта- село <адрес>. Должником решение суда исполнено в полном объеме /л.д.12/.

С целью проверки исполнения решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю о поручении от 22.02.2023 в ОСП по Ермаковскому району направлено поручение о запросе у должника документов, подтверждающих устранение законодательства о пожарной безопасности, путем принятия мер по обеспечению системы оповещения населения /л.д.11/.

Требованием судебного пристава- исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю от 07.03.2023 г. № №, которое получено должником 27 марта 2023 г. должнику установлен срок до 31.03.2023 для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня его получения, которое получено должником 27.03.2023 г /л.д.14/.

На основании постановления МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю от 20.03.2023, ОСП по Ермаковскому району поручено осуществить выход по адресу должника с целью проверки исполнения решения суда, а именно: функционирование системы оповещения населения о пожаре и чрезвычайных ситуациях с покрытием сигнала на всю территорию населенного пункта- <адрес> /л.д.13/.

Поскольку должник по исполнительному производству в ответ на требование должностного лица подразделения службы судебных приставов от 07.03.2023 г. № № не представил сведения и документы, свидетельствующих об исполнений требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю от 31.03.2023 года с администрации Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в сумме 50 000 рублей. В постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ администрацией Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края не исполнен без уважительных причин, а также отсутствуют доказательства подтверждающих уважительность причин неисполнения документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено /л.д.15-16/.

Вместе с тем, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником обязанности, к исполнению которой должник может быть понужден, если не исполнил ее добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено 31 марта 2023 года, уже после того, как в рамках поручения судебным приставом-исполнителем ОСП по Ермаковскому району ГУФССП России по Красноярскому краю Вдовенко Е.И. предоставлен акт о совершении исполнительских действий с осуществлением выхода на место должника: <адрес>, в результате которого 30 января 2023 г. установлено, что администрация Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края устранила нарушения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, путем принятия мер по обеспечению функционирования системы оповещения населения о пожаре и чрезвычайных ситуациях с покрытием сигнала на всю территорию населенного пункта- <адрес>. Должником решение суда исполнено в полном объеме. В связи с чем, оснований полагать, что на дату вынесения постановления 31.03.2023 в рамках исполнительного производства №№ от 20.01.2023 г. о взыскании исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю имелись законные основания для взыскания с должника исполнительского сбора, должник виновно уклонился от исполнения требований исполнительного документа, не имеется.

При таких данных, предусмотренных законом оснований для наложения штрафных санкций в порядке совершения исполнительных действий, направленных на понуждение должника исполнить требования исполнительного документа, у судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю не имелось.

При установленных по делу обстоятельствах, суд считает требования административного истца об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-179, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю Прохорову Александру Викторовичу об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить администрацию Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора, подлежащего взысканию с администрации Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю Прохорова А.В. от 31 марта 2023 года по исполнительному производству №№ от 20.01.2023 г. по гражданскому делу №2-346/2022 по исковому заявлению прокурора Ермаковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, путем принятия мер по обеспечению функционирования системы оповещения населения о пожаре и чрезвычайных ситуациях с покрытием сигнала на всю территорию населенного пункта- село <адрес>, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ермаковский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

А.Н. Хасаншина

Мотивированное решение составлено 02 июня 2023 г.