Конституционный Суд РФ рассмотрел особенности проведения одиночных пикетов в условиях режима повышенной готовности

Конституционный Суд РФ рассмотрел особенности проведения одиночных пикетов в условиях режима повышенной готовности
Дата новости: 
четверг, 21 июля 2022

Вынесено определение Конституционного Суда РФ от 21.07.2022 № 1769-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бажановой Екатерины Алексеевны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 2 Указа Мэра Москвы "О введении режима повышенной готовности"

В своем решении Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что ранее уже рассматривал вопросы, связанные с ограничением ряда конституционных прав граждан, введенные актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, в том числе права на проведение мирных публичных мероприятий. Данные решения Конституционного Суда Российской Федерации - Постановление от 25 декабря 2020 года N 49-П и Определение от 20 июля 2021 года N 1680-О - сохраняют свою силу, а сформулированные в них правовые позиции и выводы Конституционного Суда Российской Федерации в полной мере относятся и к оспариваемому пункту 2 Указа Мэра Москвы "О введении режима повышенной готовности".

Вместе с тем, появились и новые аспекты, связанные с тем, что по своей природе одиночное пикетирование - как и любой другой вид публичного мероприятия - предполагает потенциальное привлечение внимания других граждан и, соответственно, не исключает образования скопления людей в месте его проведения и тем самым объективно несет риски с точки зрения распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией. Этот вывод не может быть поставлен под сомнение тем, что в силу части 1.1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется (за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию). Данное правило, основанное на презумпции минимального риска, создаваемого проведением одиночного пикетирования для общественной безопасности и прав граждан, не рассчитано на такую экстраординарную ситуацию, как распространение новой коронавирусной инфекции. При оценке соразмерности оспариваемого запрета на проведение публичных мероприятий из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции нельзя также не учитывать, что гражданин не лишен возможности в рамках реализации гарантированных статьями 29 и 33 Конституции Российской Федерации прав использовать иные формы выражения своего мнения и доведения его до других граждан и органов публичной власти.

 

Определение Конституционного Суда РФ от 21.07.2022 № 1769-О