Приглашаю разместить мой логотип на Вашем сайте
Если логотип не отображается, его можно скачать
Вынесено определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2022 N 308-ЭС21-20570 по делу N А63-8366/2020. В документе исследовался вопрос расторжения муниципального контракта по причине отсутствия бюджетных средств на его финансирование. Заказчик ссылался на тот факт, что бюджетные ассигнования, предусмотренные на оплату контракта, уменьшены.
«Отмена бюджетных ассигнований может быть вызвана различными обстоятельствами, часть из которых можно предвидеть заранее, а другая часть может являться непредвиденной, заинтересованная сторона не могла их преодолеть при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота, – отмечено в определении ВС. – В той мере, в какой наступление этих обстоятельств не могло быть разумно предвидено, предотвращено участниками гражданского оборота, что для обычного участника оборота, осуществляющего предпринимательскую (экономическую) деятельность, является исключительным случаем, может быть признано допустимым применением положений ст. 451 Гражданского кодекса. В то же время само по себе изменение обстоятельств не может автоматически влечь негативные последствия для сторон гражданско-правовых отношений – всех или каждого – или являться достаточным основанием для изменения либо прекращения правоотношений».
Как пояснил Верховный Суд, доктрина существенного изменения обстоятельств (ст. 451 ГК РФ) применима в исключительных случаях, когда в ходе рассмотрения конкретного дела выявлены непредвидимые обстоятельства, неукоснительно влияющие на распределение бюджетного финансирования, которые заказчик не мог преодолеть при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру договора и условиям оборота.
В связи с этим, отметил Суд, апелляция, сделав вывод о невозможности расторжения контракта и необходимости внести изменения в него, не проверила обстоятельства, опровергающие или подтверждающие наличие условий для применения ст. 451 ГК РФ, т.е. пришла к преждевременному выводу без достаточных доказательств. Из ее судебного акта не следует, что управление ЖКХ могло предвидеть или предотвратить своими разумными действия отмену бюджетных ассигнований, не установлена причина такой отмены. В свою очередь кассация сделала преждевременный вывод о возможности применения ст. 451 ГК РФ, поскольку ее вывод был основан на неполно исследованных апелляцией обстоятельствах.
Определение Верховного Суда РФ от 24.02.2022
Комментарий решения Верховного Суда РФ: https://asdg.ru/news/376996/