Приглашаю разместить мой логотип на Вашем сайте
Если логотип не отображается, его можно скачать
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.02.2022 № 5-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 61.2 и пункта 11 статьи 189.40 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина С.В. Кузьмина".
Компания «Т Плюс» поставляет градообразующему предприятию «Интауголь», эксплуатирующему шахту «Интинская», тепло и горячую воду. Шахта относится к социально значимым и опасным производственным объектам. Поэтому после признания в 2019 году АО «Интауголь» банкротом «Т Плюс» продолжило поставлять шахте энергоресурсы, применив в 2020 году частичное ограничение потребления тепла в связи с нарастающей задолженностью. Во избежание техногенной катастрофы эту теплоэнергию банкрот частично оплатил в приоритетном порядке. Такой порядок расчетов вызвал протест налоговой службы. Арбитражные суды признали платежи недействительными сделками, не тождественными оплате мероприятий по недопущению катастроф, а ответственность за вероятные негативные последствия возложили на самого кредитора. По мнению «Т Плюс», такое истолкование нормы не обеспечивает надлежащей защиты прав и законных интересов ресурсоснабжающей организации.
Конституционный Суд РФ подчеркнул, что организация, находящаяся в процессе банкротства, и поставщик энергоресурса должны четко понимать, когда их отношения подпадают под действие соответствующей нормы. Специфика опасных производственных объектов и условия их взаимодействия с внешней средой предполагают наличие специальных технических знаний, а их недостаточность может и должна восполняться нормативным регулированием. Во избежание катастрофы и гибели людей может быть принципиальным не столько продолжение деятельности организации-должника или ее структурных подразделений, сколько поддержание работы оборудования (не обязательно связанного с производством продукции), в том числе - температурного режима в помещениях. Определенность правового регулирования должна служить и сокращению правовых споров по данному вопросу, а значит, способствовать оперативному принятию решений о продолжении и объеме поставки энергоресурса и его своевременной оплате. Указанным критериям оспоренная норма не отвечает, следовательно, в данной мере Конституции РФ не соответствует. Федеральному законодателю и Правительству необходимо ввести правовой механизм, гарантирующий внеочередную оплату энергоресурсов должником, эксплуатирующим опасный производственный объект, для предотвращения на нем техногенных катастроф.
Конституционный Суд РФ установил порядок применения оспоренных норм до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений.
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.02.2022 № 5-П