Приглашаю разместить мой логотип на Вашем сайте
Если логотип не отображается, его можно скачать
13 августа 2021 года в рамках муниципального форума Республики Бурятия-2021 «Совершенствование и развитие местного самоуправления» состоялась тематическая онлайн площадка «Совершенствование правотворческой деятельности органов местного самоуправления в Республике Бурятия», организатором которой выступила Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Бурятия» при содействии Прокуратуры Республики Бурятия и Администрации Главы РБ и Правительства РБ. Муниципальный форум проводится в республике ежегодно, начиная с 2017 года.
В работе площадки приняло участие около 150 человек – преимущественно руководители муниципальных образований, юристы. Модерировал площадку Олег Бадлуев, заместитель председателя Комитета территориального развития Администрации Главы РБ и Правительства РБ. С приветствием к участникам форума обратились Светлана Козлова, заместитель прокурора Республики Бурятия, старший советник юстиции и Станислав Гармаев, председатель правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Бурятия», глава МО «Селенгинский район».
В своем выступлении Екатерина Шугрина, начальник отдела правовой и методической поддержки органов местного самоуправления ВАРМСУ, подняла одну из проблемных тем – формулировки вопросов местного значения. Федеральный эксперт обратила внимание на то, что Конституционный Суд РФ в своих решениях довольно регулярно обращается к анализу полномочий органов местного самоуправления; по некоторым вопросам местного значения уже целые массивы решений появились. Например, вопросы благоустройства и размещения нестационарных торговых объектов рассматриваются в решениях от 19.04.2021 № 14-П, 05.12.2019 № 3274-О, 06.12.2018 № 3111-О, 29.01.2015 № 225-О. Почему это важно? В отличие от профильного комитета Государственной Думы или Минюста России Конституционный Суд РФ является органом, который вправе давать официальное толкование Конституции РФ и, реализуя данные полномочия, выявляет конституционно-правовой смысл тех или иных норм в системе действующего правового регулирования.
Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался и по вопросу о том как следует понимать термин «организация», который используется при формулировании большого числа вопросов местного значения. Суд обратил внимание на то, что органы местного самоуправления «не отвечают за все»; для уяснения пределов полномочий органов местного самоуправления необходимо внимательно изучать отраслевое регулирование; при осуществлении деятельности по тем или иным вопросам должно быть реальное взаимодействие разных уровней публичной власти – «содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П). В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым – вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований» (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 N 26-П).
Благодарность Е.С. Шугриной за участие в форуме.
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 N 26-П.
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П.
Определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 N 2516-О.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 2493-О.