Приглашаю разместить мой логотип на Вашем сайте
Если логотип не отображается, его можно скачать
19 апреля 2021 года Конституционный Суд РФ принял постановление N 14-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других".
Ранее вопросы размещения нестационарных торговых объектов (НТО) рассматривались Конституционным Судом РФ при вынесении определений от 5 декабря 2019 года № 3273-О и № 3274-О.
С 2018 года предприниматели и собственники жилья в Перми безуспешно пытаются оспорить введенный городскими властями абсолютный запрет на размещение НТО на придомовых территориях. С аналогичными правилами также не согласны в Калининграде и Ярославле. На несоответствие решений муниципальных властей федеральному законодательству указывают и «Союзпечать», «Российский книжный союз», Ассоциация малоформатной торговли, Уполномоченные по защите прав предпринимателей Новосибирской и Ярославской областей. Заявители считают, что оспариваемые положения федерального законодательства неконституционны, поскольку позволяют органам местного самоуправления городского округа посредством принятия правил благоустройства территории муниципального образования вводить не основанный на законе абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов на придомовой территории. Как следствие, собственники помещений в многоквартирном доме необоснованно ограничиваются в праве, используя придомовую территорию, извлекать из нее доход, а хозяйствующие субъекты - в праве вести на ней торговую деятельность, что препятствует конкуренции и развитию предпринимательства.
Конституционный Суд РФ еще в 2019 году определил, что органы местного самоуправления не могут запрещать торговые киоски, палатки, передвижные сооружения на придомовой территории, если есть согласие собственников жилья и не нарушается федеральное законодательство. Также в начале 2021 года Правительство РФ в рамках реализации «регуляторной гильотины» упразднило запрет размещать НТО на внутридворовой территории, на который обычно и ссылались суды. Однако и ранее некоторые ограничения распространялись на «внутридворовую территорию», а не придомовую, что, как установил Конституционный Суд, не идентично. Суд подтвердил ранее сделанные им выводы о необходимости дифференцированного подхода к тем земельным участкам под многоквартирными домами, которые сформированы в надлежащем порядке.
По мнению Суда понятие "придомовая территория", являющееся прежде всего категорией жилищного права, и понятие "внутридворовая территория", используемое преимущественно в области градостроительного и санитарно-эпидемиологического нормирования, не идентичны по содержанию. Широко распространена ситуация, когда территорию двора образуют придомовые территории нескольких смежных многоквартирных домов, а равно земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена. В свою очередь, придомовая территория с точки зрения пространственных ее пределов может как включать в себя часть двора, так и выходить за его границы. Установление различного регулирования вполне может быть оправдано разной рекреационной, транспортной, инженерной, хозяйственной ценностью той или другой территории с учетом сложившихся исторических традиций. Таким образом, в качестве "придомовой" и "внутридворовой" применительно к конкретному многоквартирному дому могут выступать как совпадающие, так и разные территории, что должно быть принято во внимание при осуществлении правового регулирования и в правоприменительной практике.
Оспоренные положения были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации постольку, поскольку предполагают, что при установлении органами местного самоуправления в правилах благоустройства территории городского округа таких положений, которые касаются размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома:
- не должна полностью исключаться возможность для собственников образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков принять решение о размещении на них нестационарных торговых объектов, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
- допускается воспроизводить в правилах благоустройства положения обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сохраняющих свою юридическую силу, при условии, что это не ведет к установлению запретов и ограничений сверх предусмотренных данными обязательными требованиями;
- могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования;
- не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Действующее федеральное законодательство не содержит оспариваемого запрета, нормы конституционны. В течение года органы местного самоуправления всех муниципальных образований должны привести свои акты в соответствие с федеральным законодательством и решением Суда. Применение правил в действующей редакции допускается только в части, не противоречащей иным положениям законодательства.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 года.