В Ульяновске обсудили особенности прекращения дел об административных правонарушениях в отношении муниципалов

В Ульяновске обсудили особенности прекращения дел об административных правонарушениях в отношении муниципалов
Дата новости: 
пятница, 20 января 2023

20.01.2023 на площадке СМО Ульяновской области состоялась экспертная дискуссия об особенностях привлечения к административной ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Разговор был сфокусирован на анализе правоприменительной практики, складывающейся на основе части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, в которой предусмотрено одно из оснований прекращения производства по делу (отсутствие объективной возможности деятельности в связи с недостаточностью финансирования).

Дискуссию модерировали Сергей Панчин, председатель СМО Ульяновской области, и Денис Седов, исполнительный директор СМО Ульяновской области. В обсуждении принимали участие представители органов управления ФАС, МЧС, ГИБДД, Минфина Ульяновской области, юристы органов местного самоуправления, эксперты. Была представлена информация об опыте Республики Татарстан, Красноярского края, Ульяновской области. Интересными получились выступления Эльдара Сулейманова, начальника экспертно-аналитического отдела СМО Ульяновской области и Максима Пенизева, эксперта по вопросам судебной защиты органов и должностных лиц местного самоуправления ИГМУ при Правительстве Красноярского края.

Можно напомнить, что часть 4 статьи 24.5 КоАП РФ появилась на основании Федерального закона от 05.10.2015 № 288-ФЗ, подготовленного во исполнение пункта 3 поручения Президента Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № Пр-1391, который был принят по результатам знаменитого заседания Совета при Президенте РФ по местному самоуправлению, на котором обсуждались вопросы контроля и надзора за местным самоуправлением. Этим же законом были внесены изменения в статью 77 Федерального закона № 131-ФЗ, которые стали определенной гарантией и защитой для муниципалов от чрезмерного пыла контролеров.

Анализ судебной практики, складывающейся по части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, показывает, что подавляющее количество решений выносится не в пользу органов местного самоуправления.

С учетом формирования единой системы публичной власти, а также необходимости повышения эффективности расходования бюджетных средств целесообразно задуматься о том, что принцип «муниципалы отвечают за все» становится контрпродуктивным и приводит к перекладыванию финансовых средств в виде штрафов/трансфертов из одного бюджетного кармана в другой. При этом вопросы местного значения не решаются.

В Ульяновской области планируется создание рабочей группы по вопросам контрольно-надзорной деятельности. На территории Майнского района Ульяновской области готовится пилотная площадка по отработке обсуждаемых вопросов. Желаю коллегам успехов в этой сложной, но очень важной деятельности.

Мое выступление в последний момент по техническим причинам сорвалось. Не выдержал интернет всей остроты обсуждаемой проблематики.

 

 

Видеозапись экспертной дискуссии размещена https://www.youtube.com/watch?v=v3L1CXLJSjI

Пакет документов, сформировавшийся при принятии проекта Федерального закона № 288-ФЗ https://sozd.duma.gov.ru/bill/754396-6

Стенограмма заседания Совета при Президенте от 31.01.2013 http://www.kremlin.ru/events/councils/by-council/9/17397