Районный суд прекратил производство по правонарушению о нарушении правил пожарной безопасности в лесах на землях неразграниченной собственности

Районный суд прекратил производство по правонарушению о нарушении правил пожарной безопасности в лесах на землях неразграниченной собственности

Решение Уярского районного суда Красноярского края от 13.05.2024 года по делу №12-12/2024

Дата вынесения судебного решения: 
понедельник, 13 мая 2024
Текст судебного решения: 

Дело №12-12/2024

УИД 24RS0055-01-2023-000397-64

РЕШЕНИЕ

13 мая 2024 года

г. Уяр Красноярского края

Судья Уярского районного суда Красноярского края Альбрант А.В.,

рассмотрев жалобу администрации Уярского района Красноярского края на постановление Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» № от 05.05.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 05.05.2023 года № юридическое лицо – администрация Уярского района Красноярского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Администрация Уярского района Красноярского края, не согласившись с вышеуказанным постановлением от 05.05.2023 года, обратилась в суд с жалобой, ссылаясь на то, что постановление незаконно и необоснованно, производство по делу подлежит прекращению, поскольку администрация Уярского района не имела возможности выполнить работы по противопожарной безопасности, так как денежные средства на организацию минерализованных полос вдоль земельных участков, в бюджете района на 2022 год не были заложены. Кроме того в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие сведения об очаге пожара, о путях его распространения; схема к акту натурального осмотра не информативна, нет географических координат, обозначений места расположения земельного участка, граничащего с лесным фондом, лесной участок (квартал, выдел) не указан, нет подтверждающих данных о направлении и скорости ветра в день возникновения пожара. При вынесении постановления нарушена процедура привлечения к ответственности. 08.05.2022 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела вынесено 29.06.2022 года, за пределами срока проведения расследования. О дате и времени составления протокола администрация уведомлена телеграммой от 08.12.2022 года. В адрес администрации направлено 11 телеграмм, при этом из текста не представлялось возможным определить, какое нарушение вменялось, не указаны обстоятельства и действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, не указано конкретное дело. 23.12.2022 года администрацией получен протокол об административном правонарушении № от 16.12.2022 года. Телеграммой от 13.04.2023 года администрация уведомлена о том, что 20.04.2023 года состоится составление и подписание протокола по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ. При этом 13.04.2023 года администрацией получено 2 телеграммы одинакового содержания, отличающихся лишь назначенным временем. 28.04.2023 года администрация получила протокол № от 20.04.2023 года. То есть после вынесения проведения административного расследования, назначенного определением от 08.05.2022 года, составлено 2 протокола об административном правонарушении.

Просит постановление по делу об административном правонарушении от 05.05.2023 года № отменить, производство по делу прекратить.

Копия постановления по делу об административном правонарушении получена заявителем 15.05.2023 года, жалоба подана в установленный КоАП РФ срок.

Представитель администрации Уярского района Красноярского края Пащенко А.О., действующая на основании доверенности от 05.12.2023 года, в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила отменить постановление по делу об административном правонарушении, так как вина администрации Уярского района Красноярского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ не подтверждена доказательствами, собранными по делу, поскольку земельный участок, с которого огонь перешел на лесной фонд, не является собственностью муниципального образования Уярский район, а является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в связи с чем администрация Уярского района не может нести ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в отношении указанного земельного участка.

Представитель КГКУ «Лесная охрана» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав мнение представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, исследовав доводы жалобы и административный материал, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленном законом.

Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

В силу ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров (ч. 4 ст. 51 Лесного кодекса РФ).

Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 30.05.2023) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года №1614 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах».

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законном основании.

В судебном заседании установлено, что в КГКУ «Лесная охрана» из краевого государственного бюджетного учреждения «Уярское лесничество» поступило сообщение о лесном пожаре №, возникшем 08.05.2022 года на территории государственного лесного фонда: Красноярский край, КГБУ «Уярское лесничество», Уярское сельское участковое лесничество совхоз «Балайский», квартал №, выделы №№,23 квартал № выделы №

По результатам рассмотрения материалов о лесном пожаре №, главным государственным инспектором КГКУ «Лесная охрана» Махлайдом А.К. вынесено определение от 08.05.2022 № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования для установления причин пожара и виновных лиц по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.

Согласно акту от 13.05.2022 года № о лесном пожаре, 08.05.2022 года Уярской ЛПС КГАУ «Лесопожарный центр» был обнаружен низовой, беглый, средней интенсивности лесной пожар на площади 17,0 га в квартале №, выделе № Уярского сельского участкового лесничеств совхоз «Балайский», КГБУ «Уярское лесничество». Удаление данного лесного пожара от <адрес>

Площадь лесного пожара на момент его ликвидации составила 43,0 га. Причиной лесного пожара согласно акту № о лесном пожаре от 13.05.2022 года послужил переход огня с земель иных категорий.

08.05.2022 года главным государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» Махлайдом А.К., при участии зам. начальника Уярской ЛПС KГАУ «Лесопожарный центр» Л.А.В., осуществлен осмотр места лесного пожара и площади, пройденной огнем, произошедшего в квартале №, выделах №№, в квартале № выделах № Уярского сельского участкового лесничества совхоз «Балайский», КГБУ «Уярское лесничество» и прилегающей к нему территории.

В ходе осмотра установлено, что местом лесного пожара является участок лесного фонда, расположенный в Уярском сельском участковом лесничестве совхоз «Балайский», КГБУ «Уярское лесничество», квартал №, выделы №№,23, квартал № выделы №. Площадь, пройденная пожаром, составляет 43,0 га. На осматриваемой территории лесного массива преобладающей породой является сосна. Рельеф местности относительно однородный равнинный. В зоне пожара наблюдается выгорание верхнего слоя сухой лесной подстилки, высота нагара на стволах деревьев породы береза составляет в среднем 0,5 м. Вышеуказанные признаки указывают, что произошедший лесной пожар относится к категории низового, беглого, средней интенсивности. Расположение нагара на стволах деревьев породы сосна свидетельствует о западном направлении ветра и распространения огня на пожаре. Северо-западнее площади пройденной огнем расположены земли сельскохозяйственного назначения. Вышеуказанные земли не подвергнуты агротехнической обработке, вся площадь была покрыта прошлогодней травой. Минерализованная полоса по периметру данного участка отсутствует. Отсутствие минерализованной полосы по периметру поля способствовало переходу огня в лесной фонд. Координаты места возникновения пожара широта 55°57?16,4, долгота 94°06"33.1.

Людей, автомобилей, или каких-либо следов в период тушения лесного пожара не обнаружено. Объектов и сооружений на месте пожара нет.

Причиной лесного пожара, согласно акту о лесном пожаре № от 13.05.2022 года послужил переход огня с земель иных категорий в лесной фонд.

К месту пожара прилегают земли неразграниченной государственной собственности, находящиеся в распоряжении муниципального образования – Уярский район.

Постановлением от 27.03.2023 года №, вынесенным КГКУ «Лесная охрана», администрации Уярского района Красноярского края привлечена к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, а именно: нарушение п.10 Правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с п.10 Правил пожарной безопасности со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Однако при вынесении данного постановления должностным лицом не учтено следующее.

Статьей 2 Устава Уярского района Красноярского, края, принятого решением Уярского районного Совета депутатов от 24.04.1997 № установлено, что Уярский район Красноярского края является в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, действующими федеральными законами, Уставом и Законами Красноярского края и настоящим Уставом.

В состав Уярского района входят: городское поселение — город Уяр;

- сельские поселения: Авдинский сельсовет, Балайский сельсовет, Восточный сельсовет, Громадский сельсовет, Новопятницкий сельсовет, Рощинский сельсовет, Сухонойский сельсовет, Сушиновский сельсовет, Толстихинский сельсовет.

Согласно п. 1 ст. 39 Устава, администрация Уярского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

В п. 2 ст. 39 Устава указано, что администрация района наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.

Статьей 61.3 Устава закреплено, что администрация Уярского района от имени района владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в собственности района в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и краевыми законами, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами Совета депутатов.

Также, статьей 69.2 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением поселения, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и другие обстоятельства.

Частью 1 ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из обжалуемого постановления следует, что 08.05.2022 года был обнаружен низовой пожар на площади 17 га в квартале №, выделе № Уярского сельского участкового лесничества, совхоз «Балайский». По сведениям Публичной кадастровой карты, земельный участок, примыкающий к выделу №, квартала №, Уярского сельского участкового лесничества совхоз «Балайский», имеет кадастровый квартал №. К месту пожара прилегают земли неразграниченной государственной собственности, находящиеся в распоряжении муниципального образования Уярский район. Причиной лесного пожара явилось неудовлетворительное состояние противопожарной минерализованной полосы, иных противопожарных барьеров на земельном участке, примыкающем к лесу, а также неочистка земельного участка от сухой травянистой растительности. Данные противопожарные мероприятия обязана была осуществить администрация Уярского района.

Вместе с тем материалы дела, в том числе акт натурного осмотра лесного участка № от 08.05.2022 года не содержат сведений об участке, с которого произошло возгорание, приведенные географические координаты не соотнесены с каким-либо местом, отсутствуют сведения о том, относятся ли они к месту распространения пожара. Причина лесного пожара указана: переход пожара с земель иных категорий, однако доказательств в подтверждение указанной причины к делу не приобщено. Таким образом, земельный участок, с которого огонь перешел в лесной фонд, не установлен.

Согласно уведомлению от 08.06.2022 года в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости – земельном участке, с кадастровым номером 24:40:0080101. Вместе с тем в протоколе об административном правонарушении от 16.12.2022 года указано об отсутствии информации о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:40:0010205, при этом материалы дела сведений о постановке на учет и относимости к данным событиям указанного земельного участка, не содержат.

Кроме того из представленной в дело распечатки Яндекс карты следует, что земельный участок, с кадастровым номером 24:40:0080101:8, относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности земли, обороны.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что земельный участок, с которого огонь перешел на лесной фонд, относится к землям муниципального образования – Уярский район.

Учитывая вышеизложенное, оспариваемое постановление противоречит требованиям закона, нарушает права и законные интересы привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в связи с чем, подлежит отмене.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год.

Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения (п. 1.1 ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, выраженной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности в отношении администрации Уярского района Красноярского края начал исчисляться со дня обнаружения соответствующего деяния должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, то есть – 08.05.2022 года. Следовательно, срок давности привлечения администрации Уярского района Красноярского края к административной ответственности по ч. 1 с. 8.32 КоАП РФ истек 08.05.2023 года.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В таком положении оснований для направления дела на новое рассмотрение должностному лицу суд не усматривает, поскольку производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 частью 1 статьи 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» № от 28.04.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении администрации Уярского района Красноярского края – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении администрации Уярского района Красноярского края прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья

А.В. Альбрант