Производство по делу об административном правонарушении по статье 7.13 КоАП РФ (нарушение требований об охране объектов культурного наследия) прекращено в виду его малозначительности

Производство по делу об административном правонарушении по статье 7.13 КоАП РФ (нарушение требований об охране объектов культурного наследия) прекращено в виду его малозначительности

Постановление Калачевского районного суда Волгоградской области от 26.05.2021 по делу N 5-282/2021

Дата вынесения судебного решения: 
среда, 26 мая 2021
Обстоятельства дела (описание ситуации): 

Постановление Калачевского районного суда Волгоградской области от 26.05.2021 по делу N 5-282/2021

Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 7.13 КоАП РФ (нарушение требований об охране объектов культурного наследия).

Решение: Производство по делу прекращено.

Текст судебного решения: 

КАЛАЧЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2021 г. по делу N 5-282/2021

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

 УИД 34RS0018-01-2021-000693-79

 Судья Калачевского районного суда Волгоградской области С.А. Згоник,

рассмотрев в помещении Калачевского районного суда Волгоградской области, расположенном по адресу: <...>, г. Калач-на-Дону Волгоградской области, в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, ИНН <...>, КПП 340901001, ОГРН <...>, юридический и фактический адрес: <адрес>, привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 установил:

 30 марта 2021 года в отношении юридического лица Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области был составлен протокол об административном правонарушении, за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Указанное производство по делу об административном правонарушении возбуждено по факту нарушения Администрацией Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области законодательства в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Из протокола об административном правонарушении N 53-07-07/30 от 30.03.2021 следует, что на основании постановления Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 N 62/706 "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области", объект культурного наследия регионального значения: "Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы", расположенный по адресу: <адрес> зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный номер 341710833000005, приказ Министерства культуры Российской Федерации от 07.03.2017 N 79994-р).

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Прокуратурой Калачевского района Волгоградской области в отношении Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в ходе которой установлено отсутствие зон охраны у объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Калачевского муниципального района Волгоградской области, в том числе и на объекты.

Таким образом, Администрация Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, в нарушение действующего законодательства, в целях обеспечения сохранности вышеназванного объекта культурного наследия, не организовала работу по разработке проектов его зон охраны.

В судебном заседании представители юридического лица Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области Ч. и П.С. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ, признали и пояснили, что к устранению указанных нарушений действующего законодательства приняты все необходимые меры.

Выслушав объяснение представителей юридического лица Ч. и П.С., заключение заместителя председателя комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области П.Д., полагавшего доказанной вину юридического лица Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Объективная сторона вышеназванного административного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, а равно несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны, то есть в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой особую уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации".

Государственная охрана объектов культурного наследия представляет собой систему правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия (статья 6 указанного Федерального закона).

Государственной охране подлежат включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия. Целью государственной охраны является, в том числе, предотвращение повреждения, разрушения или уничтожения объекта культурного наследия, изменения облика, нарушения установленного порядка их использования (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 34 Закона N 73-ФЗ, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления.

На основании пункта 2 статьи 5 Закона N 4292-1, ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 4292-1, в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" решение о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении объектов культурного наследия федерального значения, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенных в Список всемирного наследия, - Министерством культуры Российской Федерации.

На основании подпункта 7.2 пункта 7 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Из материалов дела усматривается, что на основании постановления Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 N 62/706 "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области", объект культурного наследия регионального значения: "Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы", расположенный по адресу: <...>, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Прокуратурой Калачевского района Волгоградской области в отношении Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в ходе которой установлено отсутствие зон охраны у объекта культурного наследия регионального значения, расположенного на территории Калачевского муниципального района Волгоградской области, в том числе и на объекты.

По данному факту должностным лицом административного органа 30 марта 2021 года в отношении Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Обстоятельства административного правонарушения представителями Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в судебном заседании не оспаривались.

Вина Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в совершении административного правонарушения подтверждается доказательствами исследованными в судебном заседании, а именно: протоколом об административном правонарушении; материалами проверки, приобщенными к материалам дела и иными доказательствами, не доверять которым у суда нет оснований.

Кроме этого, вина юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, подтверждается признательными показаниями его представителей, данными ими в судебном заседании.

Не доверять указанным выше доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, оснований не имеется, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений, которые в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ свидетельствовали бы о недопустимости представленных по делу доказательств установлено не было.

Представленные материалы подтверждают, что действия Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ, представителю Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области разъяснены, копия протокола вручена в установленном законом порядке.

При подписании процессуальных документов представитель юридического лица имел возможность выразить свое отношение к производимым в отношении него процессуальным действиям, однако никаких замечаний и возражений не сделал.

Действия юридического лица Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области следует квалифицировать по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые могли бы быть истолкованы в пользу Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, по настоящему делу судом не установлено.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 названного Кодекса).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Вместе с тем статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству

Как установлено в судебном заседании, в настоящее время к устранению выявленных нарушений законодательства в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Администрацией Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области приняты все необходимые меры.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что хотя формально в действиях (бездействии) Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и содержатся признаки состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, однако, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, они не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая, что выявленное нарушение установленное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, являлось при указанных фактических обстоятельствах незначительным, не повлекло существенного вреда охраняемым законом общественным правоотношениям, не содержит угрозу для личности, общества и государства, а поэтому суд находит, что назначение Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области наказания в виде административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в данном случае не соответствует целям административного наказания, в связи с чем, возможно применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и признать правонарушение при обстоятельствах, установленных по делу малозначительным.

Согласно п. 2.1 Постановления Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Устное замечание как мера порицания за формальное совершение вменяемого правонарушения будет достаточной для достижения задач законодательства об административном правонарушении, указанных в ст. 1.2 КоАП РФ.

Поскольку действия Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области не повлекли за собой нарушения интересов граждан и государства, то совершенное им деяние следует признать малозначительным, освободив от административной ответственности.

При указанных обстоятельствах, в силу ст. 29.9 КоАП РФ, производство по делу следует прекратить, объявив Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области устное замечание.

Руководствуясь ст. ст. 23.1, 2.9, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

 постановил:

 Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении юридического лица Администрации Приморского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, объявив устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Судья

С.А.ЗГОНИК