Конституционный Суд РФ разъяснил особенности исполнения ранее вынесенного решения о компенсации расходов органам местного самоуправления

Конституционный Суд РФ разъяснил особенности исполнения ранее вынесенного решения о компенсации расходов органам местного самоуправления
Дата новости: 
четверг, 14 декабря 2023

Вынесено Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2023 № 3298-О-Р "О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2019 года N 26-П по делу о проверке конституционности статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Заявитель – администрация городского округа Верхняя Пышма – просит разъяснить ранее вынесенное просит разъяснить Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2019 года N 26-П.

В описательной части решения от 14.12.2023 говорится, что с целью восстановления нарушенных прав городской округ Верхняя Пышма в лице администрации этого муниципального образования, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2019 года N 26-П, обратился в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении из бюджета Российской Федерации ущерба в размере 3 143 206,51 руб. (половина суммы, взысканной на основании судебных постановлений по искам С.Г. Рязанова и гражданина Ф.).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 3 июня 2021 года заявителю было отказано в удовлетворении данного требования, поскольку ответчиком по делам с участием С.Г. Рязанова и Ф. выступала администрация городского округа Верхняя Пышма, а не Российская Федерация в лице Минфина России. Кроме того, арбитражный суд, сославшись, помимо прочего, на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 26 июня 2020 года N 30-П, указал, что судебные постановления по делам заявителя исполнены и не подлежат пересмотру. Это и побудило администрацию городского округа Верхняя Пышма повторно обратиться в Конституционный Суд РФ за разъяснением ранее вынесенного решения.

Конституционный Суд в новом решении от 14.12.2023 обращает внимание на то, что положение пункта 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 3 июля 2019 года N 26-П следует понимать как предоставление администрации городского округа Верхняя Пышма права обратиться с соответствующим заявлением в Кировский районный суд города Екатеринбурга, рассмотревший в первой инстанции дело с его участием и применивший в конкретном деле взаимосвязанные положения статей 15, 16 и 1069 ГК РФ и части 10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", признанные не соответствующими Конституции РФ в этом Постановлении Конституционного Суда.

Указанному праву администрации городского округа Верхняя Пышма корреспондирует правомочие соответствующего суда по рассмотрению данного заявления, в ходе которого ему - исходя из общеобязательного характера названного Постановления Конституционного Суда РФ, признавшего за заявителем право на задействование им компенсаторных механизмов, и с учетом нового правового регулирования - надлежит определить форму и размер соответствующей компенсации, как это установлено в части четвертой статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". При разрешении судом поданного заявления следует руководствоваться нормой о распределении имущественного бремени между уровнями публичной власти, введенной Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 521-ФЗ, а также позицией Конституционного Суда о том, что ответственность за непринятие мер по обеспечению публичной доступности в земельных правоотношениях сведений об ограничениях на возведение построек на конкретных земельных участках, повлекшее негативные последствия для граждан, не может быть снята с государственных органов (Постановление от 3 июля 2019 года N 26-П), безотносительно к тому, что органы государственной власти не привлекались в качестве соответчика в деле заявителя, и это обстоятельство послужило основанием для обращения в Конституционный Суд, а также что новое правовое регулирование было установлено после вынесения и исполнения судебных постановлений по конкретному делу заявителя и ему не придана обратная сила.

 

Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2023 № 3298-О-Р