Ежемесячные денежные выплаты старостам сельских населенных пунктов не подлежат обложению страховыми взносами

Ежемесячные денежные выплаты старостам сельских населенных пунктов не подлежат обложению страховыми взносами.

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2020 по делу N А72-11512/2020

Дата вынесения судебного решения: 
четверг, 17 декабря 2020
Текст судебного решения: 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 17 декабря 2020 г. по делу N А72-11512/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 10.12.2020.

Полный текст решения изготовлен 17.12.2020.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.А. Леонтьева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багиной А.А., рассматривает в судебном заседании дело по заявлению

МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАНДАЛИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" (433451, область Ульяновская, район Старомайнский, село Большая Кандала, парк Победы, 5, ОГРН: 1057310015432, ИНН: 7310100689)

к МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 7 ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (433504, Ульяновская область, город Димитровград, улица Жуковского, дом 4, ОГРН: 1107302000926, ИНН: 7329000014)

о признании недействительным решения налогового органа

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Софьичев Д.Ю., доверенность от 09.09.2020, паспорт, диплом;

от ответчика - Ильина В.А., доверенность от 26.12.2019, паспорт, диплом.

установил:

Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Кандалинское сельское поселение" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области в котором просит признать полностью недействительным решение Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области от 08.07.2020 N 1309 и обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального учреждения Администрация муниципального образования "Кандалинское сельское поселение".

Определением от 17.09.2020 суд принял заявление к производству.

Определением от 17.09.2020 суд принял обеспечительные меры в виде приостановления действия Решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области от 08.07.2020 N 1309 до вступления в законную силу судебного акта по делу N А72-11512/2020.

В судебном заседании 10.12.2020 ответчик заявил ходатайство о приобщении дополнительных пояснений.

Возражений не поступило.

Суд ходатайство удовлетворил.

От заявителя поступило ходатайство об отказе от заявленных требований в части обязания Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального учреждения Администрация муниципального образования "Кандалинское сельское поселение".

Суд определил отказ от исковых требований в части принять. Производство в части прекратить.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

При этом суд исходил из следующего.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области в отношении Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Кандалинское сельское поселение" проведена камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2019 года.

По результатам проверки Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области принято решение от 08.07.2020 N 1309 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В Решении N 1309 от 08.07.2020 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области указывается, что в общей сумме доходов Расчета формы 6-НДФЛ и справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2019 год, представленных Администрацией, отражены ежемесячные выплаты сельским старостам Кирягиной А.И., Мифтахутдиновой Р.Х., Тихоновой Л.А., Пчелинцеву В.М., Назаровой И.А., в сумме 12 000 руб. (каждому). Общая сумма выплат сельским старостам в 2019 году составила 60 000 руб., которая должна быть отражена в Расчете по страховым взносам за 2019 год, подлежащая обложению страховыми взносами.

Полагая, что указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами, Налоговым органом усмотрено со стороны Администрации занижение базы для исчисления страховых взносов в размере 60 000 руб., что повлекло занижение суммы страховых взносов, подлежащих к уплате в бюджет, за 2019 год в сумме 18 000. руб. из которых:

- на обязательное пенсионное страхование в сумме 13 200 руб. (60 000 руб. х 22%);

- на обязательное медицинское страхование в сумме 3 060 руб. (60 000 руб. х 5,1%);

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 740 руб. (60 000 руб. х 2,9%).

В результате этого, Налоговым органом сделан вывод о том, что Администрацией совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ.

Согласно данному решению налогоплательщику доначислены страховые взносы в размере 18 000 руб., пени в размере 896,40 руб., а так же налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 800 руб.

В рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, заявителем обжаловано решение от 08.07.2020 N 1309 в установленном порядке, путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области. Решением УФНС от 28.08.2020 N 07-07/12914 решение от 08.07.2020 N 1309 изменено в части решения Инспекции от 08.07.2020 N 1309 о привлечении Налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в сумме штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в размере 900,0 рублей. В оставшейся части решение Инспекции от 08.07.2020 N 1309 оставлено без изменения.

Заявитель считает, что Решение N 1309 от 08.07.2020 вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области не соответствует законодательству Российской Федерации, а также нарушает права налогоплательщика.

В связи с чем обратился в арбитражный суд Ульяновской области.

При привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган исходил из того, что данные выплаты сельским старостам являются объектом обложения страховыми взносами в силу пункта 1 статьи 420 НК РФ, то есть являются выплатами в рамках трудовых отношений, так как сельские старосты в свою очередь состоят в трудовых отношениях.

Согласно пункту 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса):

1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

В соответствии с п. 7 ст. 27.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии деятельности и иные вопросы статуса старосты сельского населенного пункта могут устанавливаться уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим на территории Ульяновской области был принят Закон Ульяновской области от 29.10.2018 N 105-30 "О старостах сельских населенных пунктов (сельских старостах) в Ульяновской области" которым, предусмотрено, что в соответствии с уставом поселения или городского округа Ульяновской области и (или) нормативным правовым актом представительного органа поселения или городского округа Ульяновской области сельским старостам в целях стимулирования их деятельности за счет бюджетных ассигнований бюджета поселения или городского округа Ульяновской области может осуществляться ежемесячная денежная выплата, размер и порядок осуществления которой устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа поселения или городского округа Ульяновской области (статья 5).

В связи с этим Решением Совета депутатов МО "Кандалинское сельское поселение" Старомайнского района Ульяновской области от 25.12.2018 NN 36, 38-42 утверждено Положение о размере и порядке осуществления ежемесячной денежной выплаты сельским старостам в размере 1 000 руб.

Как указанно выше налоговый орган рассматривает данные выплаты, как полученные за выполнение трудовых обязанностей.

Однако согласно п. 3 ст. 27.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" староста сельского населенного пункта не является лицом, замещающим государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы, не может состоять в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления.

Таким образом в силу прямого указания закона (ч. 3 ст. 27.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") заключение трудового договора между Администрацией и сельскими старостами невозможно, поскольку последние не могут состоять в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления.

Данные выводы подтверждаются ответом от 27.08.2019 на запрос Губернатора Ульяновской области С.И. Морозовым в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, согласно которому при назначении представительным органом муниципального образования старосты сельского населенного пункта трудовые отношения не возникают в силу части 3 ст. 27.1 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003.

Так же Губернатором Ульяновской области С.И. Морозовым 23.09.2019 был сделан запрос в Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Из ответа на запрос следует, что по мнению Комитета в законе Ульяновской области некорректно названы выплаты старостам сельских населенных пунктов, так как стимулирующие выплаты - это доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты, которые входят в структуру заработной платы. Трудовых отношений у старост не возникает, поэтому положения о заработной плате на них распространятся не могут.

По мнению суда из вышеизложенного следует, что спорные выплаты не могут относится к выплатам, предусмотренным пунктом 1 статьи 420 НК РФ, являющихся объектом обложения страховыми взносами в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению, а оспариваемое решение налогового органа признанию недействительным.

Арбитражный суд Ульяновской области, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 180 - 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

Ходатайство ответчика о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела удовлетворить.

Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований удовлетворить.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области N 1309 от 08.07.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области в течение месяца после принятия решения.

 

Судья

Д.А.ЛЕОНТЬЕВ